На протяжении последних десятилетий проблема загрязнения окружающей среды остро стоит перед населением всего земного шара. Человек осознал, что если не приступить к решению этой проблемы немедленно, то её последствия могут стать не просто серьезными, а катастрофическими. Каждый школьник сегодня наслышан о таких глобальных вещах как загрязнение мирового океана, глобальное потепление, вымирание редких видов животных и т. д. Эти, безусловно, острые проблемы у всех на слуху, но задумываемся ли мы о том, что большое начинается с малого? Осознаем ли мы, что, бросая очередной мешок с мусором в мусорный контейнер возле дома, в лесу или на берегу реки, мы все равно несем ответственность за то, что с ним будет дальше, и как он повлияет на окружающую нас среду, причем не в глобальном масштабе, а на уровне нашего города, поселка или улицы. Вспомните, как выглядит ваше мусорное ведро? Многие ли из нас сортируют свои бытовые отходы? Пройдитесь до ближайшей контейнерной площадки в своем дворе и вы заметите не только в контейнерах, но и под ногами самые разнообразные варианты отходов жизнедеятельности человека. Здесь и стекло, и полиэтилен, и строительный мусор, и пищевые отходы, и люминесцентные лампы, и батарейки и прочее. Знают ли те, кто скидывает это все сюда, что многое из перечисленного запрещено складировать таким образом, а необходимо утилизировать в производственных условиях? Что же движет нашими соотечественниками? Банальная лень, необразованность, жизненный принцип «на мой век хватит»?.. Культура отходообразования отсутствует в нашей стране как таковая, тогда как в других странах она воспитывается в людях с самого раннего возраста. Так стоит ли говорить о спасении от мусорного коллапса, когда у нас нет понимания элементарных основ этой культуры? И все-таки, думаю, стоит. С надеждой на будущее, на то, что грядущая «мусорная» реформа заработает и даст свои хорошие плоды.

«Мусорная» реформа

В декабре 2014 года Госдумой был принят закон №458-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Его принятие ознаменовало для России начало так называемой «мусорной реформы», которая предполагает полностью изменить существующую систему обращения с отходами. Согласно её задачам правительство намерено покончить со свалками и перейти на современный способ переработки отходов в субъектах Российской Федерации, а также улучшить экологические показатели регионов.

Запуск новой мусорной программы должен был состояться в 2016 году, но из-за постоянных переносов вступления в силу подзаконных актов, её старт отложили до 1 января 2017 года, а потом и вовсе решили внедрять поэтапно до 1 января 2019 года.

Причин срыва сроков хватает. Одна из главных — это разработка регионами Российской Федерации неадекватных территориальных схем обращения с отходами. К 26 сентября 2016 года каждый субъект в соответствии с законом №458-ФЗ должен был подготовить, утвердить и согласовать с Росприроднадзором территориальную схему обращения с отходами, региональную программу, а также выбрать одного или нескольких региональных операторов, который будет нести ответственность за весь цикл обращения с отходами — от сбора отходов до устранения свалок — на определенной территории.

С поставленной задачей в указанный срок справились не все регионы. На конец 2016 года такие документы в Минстрой России предоставили менее трети из них. А те, кто и стал передовиками в разработке схем, сделали их в спешке, можно сказать, «на коленке». Одним из таких регионов стала и Костромская область.

В связи с отставанием регионов по срокам выполнения поручения, Правительством РФ было решено перенести сроки и внедрять новую систему поэтапно — с 2017 по 2019 годы. Новыми, отчётными сроками стали:

  • в течение 2017 года — завершить работу по разработке территориальных схем и подготовке документации об отборе регионального оператора;
  • к 1 мая 2018 года — заключить соглашения с региональными операторами;
  • до 1 июля 2018 года — установить единый тариф на услугу регионального оператора;
  • к 1 января 2019 года — обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с отходами.

Территориальная схема обращения с отходами Костромской области

22 декабря 2016 года Приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области №576 была утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами (ТБО). Это на три месяца позже установленных первоначальных сроков Федерального закона №458.

Изначально планировалось, что разработкой схемы будет заниматься подрядная организация. Соответствующий тендер на оказание услуги по разработке был размещён на сайте Госзакупок 26 июня 2016 года, и его стоимость составляла 2 млн. 200 тыс. рублей. Может, к счастью, а, может, и нет, конкурс не состоялся по причине участия в нём единственного претендента.

Тем не менее, проект был подготовлен и вынесен для общественного обсуждения на одном из интернет ресурсов Администрации Костромской области 30 ноября 2016 года. Жителям региона предложили ознакомиться с документом и оставить свой отзыв. Только оповестить, видимо, забыли. Информация о том, что проходят обсуждения, была опубликована лишь на сайте администрации города, причём за 6 дней до завершения опроса. Как прошло обсуждение, какие были вынесены отзывы — неизвестно. Данных по его итогам департамент не публиковал. А ведь проблема не рядовая, и затрагивает каждого жителя региона. Тем более такое поручение давал Президент РФ по итогам Заседания Государственного совета по вопросу об экологическом развитии РФ и интересах будущих поколений.

«Активная вовлечённость граждан, общественных организаций в различные социальные проекты, в том числе в решение экологических проблем. Уже говорил: не нужно прятаться от людей в своих кабинетах. Люди, безусловно, хотят знать и имеют право знать, и имеют право участвовать в экологических, просветительских акциях, в конкретных делах по улучшению качества жизни, по благоустройству домовых территорий, парков, скверов. Я просто убеждён: доверие к инициативам граждан, диалог и партнёрство с общественными движениями – очень важное условие формирования высокой экологической культуры в стране», — сказал Владимир Владимирович Путин.

Что за схема-то такая?

В соответствии с законом №458-ФЗ документ описывает всю логистику движения мусорного потока от момента образования до места переработки или захоронения. Согласно этой схеме Костромскую область разделят на 3 зоны — Кострома, Галич, Шарья. В каждой из них будет действовать свой региональный оператор, который будет отвечать за всю цепочку обращения с отходами. Его выберут власти региона на конкурсной основе сроком на 10 и более лет. Им может стать как муниципальное предприятие, так и частная компания.

Также в обязанности оператора будут входить сбор денег с физических и юридических лиц за вывоз мусора, выбор и оплата услуг транспортной компании. Теперь мусоровоз будет получать оплату за свои услуги только после того, как мусор будет доставлен на легальный полигон или сортировочный завод. К слову, сейчас оплата услуг перевозчика происходит по факту вывоза мусора с придомовой территории, при этом неважно довез он этот мусор впоследствии до полигона или до ближайшего оврага или лесополосы.

В каждой из зон должен работать современный комплекс по сортировке отходов и извлечению полезных фракций, а захоронение отходов, прошедших сортировку, должно осуществляться на специальных полигонах.

В первой зоне территориальной схемы предполагается использование уже действующего автоматизированного мусоросортировочного комплекса, построенного в 2015 году в Костроме на ул. Базовой. Во второй и третьей зонах (в Шарье и Галиче) предусмотрено строительство двух ручных станций. (При этом в схеме не указываются стоимость и источники финансирования строительства этих объектов).

Так как после обработки мусора на сортировочных станциях остаются так называемые «хвосты», которые требуют утилизации, были выбраны три полигона (свалки) для захоронения:

  • Полигон захоронения промышленных отходов в д. Холм, Костромского района, Костромской области;
  • Полигон твердых коммунальных отходов в г. Шарье, Костромской области;
  • Объект захоронения отходов в д. Мелешино, Галичского района, Костромской области (ООО «Полигон»).

Но при выборе этих объектов разработчики территориальной схемы, видимо, забыли учесть техническое, санитарное и экологическое состояние этих полигонов. Так, например, свалка у деревни Холм, которая была введена в эксплуатацию в 1964 году, не может служить местом утилизации «хвостов», так как её закрытие планировалось ещё в 90-х годах. Она давно исчерпала себя, и согласно решению суда от 27 сентября 2017 года ведёт деятельность с грубейшими нарушениями санитарных норм.

Полигон в д. Мелешино Галичского района, который был введён в эксплуатацию в 1978 году, согласно выводам программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Галича на 2011 — 2015 годы и на период до 2020 года» также не подходит для размещения отходов в связи с тем, что исчерпал свои ресурсы. В 2008 году была разработана проектно-сметная документация на строительство нового полигона-свалки. С тех пор ведутся работы по поиску инвестора.

Третий полигон — в городе Шарье — находится в чуть более благоприятных условиях, чем два предыдущих. Он эксплуатируется с 2005 года и рассчитан на 21 год — до 2026 года. Но и он согласно информации размещённой в приказе Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.09.2014 №592 несёт негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, во всех трёх зонах отсутствуют полигоны ТКО и ТБО. И в территориальной схеме речи о выделении новых земель под их строительство не идёт.

Строительство подобных объектов крайне затратно не только с финансовой, но и с временнОй точки зрения. Все сопутствующие тяготы при этом могут лечь на плечи населения. Только на выбор земельного участка, получения разрешения на строительство, проведения экологической экспертизы и, самое главное, — формирование правильного общественного мнения может уйти не один год. А выполнять требования закона нужно уже сейчас.

Тариф и Региональный оператор

Ещё один важный вопрос в территориальной схеме — это установка тарифа за вывоз и утилизацию отходов. При переходе на новую «мусорную систему» в платёжных квитанциях ЖКХ появится новая строка «За вывоз и утилизацию мусора». Сейчас эта услуга входит в «Содержание жилья» и её стоимость складывается из цены перевозки перевозчиком мусора от населения до полигона и тарифа этого полигона. Тариф на захоронение ТБО на полигоне устанавливает Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, а стоимость перевозки ТБО устанавливают между собой перевозчик и управляющая компания по договорённости.

После выбора регионального оператора (его должны определить до 1 мая 2018 года) схема изменится:

  • Все граждане, проживающие в многоквартирных и индивидуальных домах, а также индивидуальные предприниматели, от малого и среднего бизнеса, заканчивая крупными предприятиями, должны будут заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором. И даже самые дальние деревни, где мусоровоза отродясь не видели, станут участниками этого процесса. Над всеми будет осуществлять контроль региональный оператор, а его будут контролировать региональные власти;
  • Если сейчас за мусор отвечают и власти, и управляющие компании, то теперь ответственность за наличие и состояние контейнеров, регулярность вывоза мусора будет возложена на регионального оператора;
  • Кроме этого, на основании утверждённых показателей территориальной схемы Костромской области таких как: «источники отходов» и «расчётное количество ТКО» на территории всего региона будет определён единый тариф оплаты – «мусорный сбор», который, как и тариф на захоронение, будет полностью контролироваться властями региона.

От правильности расчёта этого тарифа и будет зависеть плата за вывоз и утилизацию мусора. Сейчас указанные данные в областной территориальной схеме Костромской области, по мнению активистов ОНФ, вызывают сомнения. Ими был выявлен ряд недочётов, согласно которым в документе содержатся необъективные данные об образуемых отходах на территории области.

«В разделе документа, отображающем количество образующихся отходов, в качестве единиц измерения указаны кубометры. Это может искажать реальное количество отходов и затруднять контроль над процессом образования, захоронения и утилизации отходов. В рамках проводимой реформы в сфере обращения с отходами их исчисление производится в тоннах. По мнению экспертов отрасли, исчисление в тоннах объективнее и удобнее для всех субъектов системы обращения с отходами», – отметил координатор проекта «Генеральная уборка» депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев.

Исходя из таких погрешностей в схеме, могут быть завышены объёмы отходов, образующиеся на территории Костромской области, вследствие чего может быть установлен завышенный тариф для населения на вывоз мусора.

С такими проблемами уже столкнулись некоторые регионы. Например, в соседней, Ивановской области, после выбора регионального оператора рост тарифа подскочил в несколько раз, что привело к недовольству жителей региона, и по решению Верховного суда схему признали не действующей, а тариф необоснованным.

В Костроме же этот рост может быть ещё больше. Сейчас, кроме обычной услуги за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, большинство костромичей платит инвестиционную надбавку в размере 79,89 рублей за кубометр в связи с началом в 2016 году работы автоматизированного мусоросортировочного комплекса на ул. Базовой.

Такое решение было принято Думой города Костромы 17 декабря 2015 года при утверждении инвестиционной программы строительства комплекса. Одним из пунктов паспорта проекта подразумевается обеспечение властями региона финансовых потребностей для инвестора: возврата инвестиционного капитала за счёт установления надбавки к тарифу населения на утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО и ТБО за весь период реализации инвестиционной программы (2015-2024 гг.) в общей сумме 684 млн. рублей при общей стоимости проекта 1,156 млрд. рублей.

Примечательно, что спустя два года депутаты, принявшие решение о надбавке, на комиссии по развитию городского хозяйства, обращаясь к инвестору, следующим образом отзываются о первых результатах работы завода:

«К примеру, Евгений Ступин поинтересовался, чем лучше стало жителям Костромы с началом работы завода. По мнению депутатов, пока кроме как на кошельке работу завода жители не заметили. Депутат Андрей Шилин, к примеру, обратил внимание коллег на то, что с вводом в действие завод начал зарабатывать деньги на продаже востребованных после сортировки остатков, при этом берет деньги с населения. Депутату не понятно, «почему мы должны помогать деньгами зарабатывающему на нас предприятию», сообщается в пресс-релизе Думы г. Костромы.

Возникает логичный вопрос: А когда принимали решение, чем думали?

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что запланированное в территориальной схеме строительство двух ручных станций в Шарье и Галиче будет также связано с финансовой нагрузкой для населения. Кроме того, нужны и средства на строительство полигонов на замену старым, исчерпавшим свои ресурсы. Прежде всего, это касается города Костромы. Ведь на сегодня, тому же автоматизированному мусоросортировочному комплексу свои отходы после сортировки («хвосты») везти просто некуда. А те перевозчики, которые не работают с МСК, теперь вообще не понятно куда отвозят свой мусор.

Костромские свалки и мусоросортировочный завод

В Костромской области работает семь официально зарегистрированных объектов размещения коммунальных отходов, включённых в Государственный реестр. И ни один из них не соответствует современным нормам СанПиНа. При этом, большинство из них переполнены и должны быть закрыты.

Самым большим производителем отходов является Кострома. На сегодняшний день в окрестностях города нет практически ни одного объекта размещения отходов. Ближайшие пункты находятся в Волгореченске и Нерехте, но они слишком малы для потребностей областного центра. На другие свалки возить костромской мусор экономически не выгодно, — это влечёт увеличение тарифа.

Описанная далее печально известная костромичам история Семёнковской свалки, ярко демонстрирует всю траекторию упадка данной сферы, отношение к этой проблеме местных властей, и, возможно, указывает на коррупционные составляющие.

Семёнковская «язва»

Проблемы с костромскими мусорными свалками возникли давно. Семёнковская свалка начала стихийно действовать в Костроме с 1967 года. Расположенная всего в 5 километрах от города, она ежедневно принимала от местных жителей бытовой мусор в количестве 1,3 тыс. кубометров, тем самым на протяжении 40 лет, нанося огромный экологический урон как областному центру, так и ближайшему к свалке населённому пункту — селу Семёнкову, отравляла здесь воздух, почву, питьевые колодцы и реку Сендегу. За указанный период на двадцати трёх гектарах свалки скопился слой отходов высотой почти равной высоте 9-этажного дома. К тому же эти отходы постоянно горели. Жители ближайших населённых пунктов были вынуждены дышать ядовитым угарным газом практически круглый год. Всё это продолжалось, несмотря на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 19 декабря 2003 года и постановление главного санитарного врача закрыть свалку с проведением всех необходимых мероприятий по её закрытию в соответствии с действующим законодательством. Эта задача была возложена на администрацию г. Костромы, но так и осталась невыполненной. Видимо, слишком сладок был кусок. Только спустя 14 лет загрязнения природы и травли здоровья людей, в 2014 году, после вмешательства Костромской межрайонной природоохранной прокуратуры и очередного решения суда о закрытии свалки произошёл сдвиг. Администрация города закрыла свалку и запустила рекультивацию.

Семёнковская свалка после рекультивации:

Но и сегодня, если обойти закрытую свалку с разных сторон, можно найти многочисленные стихийные кучки мусора. Видимо, сюда продолжают свозить отходы по привычке.

Автоматизированный мусоросортировочный комплекс

Казалось бы, решить проблемы с отходами в Костроме должен был построенный здесь в 2015 году автоматизированный мусоросортировочный комплекс по глубокой обработке и обезвреживанию ТБО мощностью 100 тыс. тонн в год, о котором уже говорилось выше, а также новый полигон, но и тут возник ряд проблем.

Запуск комплекса был произведён в марте 2016 года в рамках инвестиционной программы ООО «ЭкоТехноМенеджмент». Объект подобного типа был построен в России впервые и ознаменовал собою прорыв в переработке мусора на территории Костромской области.

Работа данного комплекса уникальна. Здесь используется компактно и функционально размещённое современное оборудование Западноевропейского производства (немецкое, австрийское, турецкое). На заводе реализовано множество машин, между которыми осуществляется передача мусора по конвейерам. С помощью специальных сепараторов отбираются полезные фракции и полимеры (чёрные и цветные металлы, картон, бумага, полиэтилен и др.), а также обезвреживаются отходы до безопасного — V — класса опасности.

Часть отсортированного мусора (металлы, картон, бумага, стекло) реализуется (продаётся) на другие предприятия. Полимеры, в основном полиэтиленовые бутылки и плёнка, частично реализуются в неизменном виде, частично — перерабатываются непосредственно на комплексе. Они идут на производство полуфабрикатов – гранул, которые в дальнейшем также продаются для изготовления изделий бытового назначения.

Совсем недавно комплекс начал экспериментальный выпуск собственной продукции — тротуарной плитки. Вместо цемента в составе материала используется агломерат, который производят из полиэтилена непосредственно на предприятии.

Полигон, которого нет

В соответствии с инвестиционной программой ООО «ЭкоТехноМенеджмент» остатки сортировки на МСК, так называемые «хвосты» — органические отходы вместе с просыпью, песком и прочими мелкими частицами — должны вывозиться на новый созданный в рамках концессионного соглашения полигон на территории Красносельского района Костромской области. Об этом с полной уверенностью заявляли региональные и местные власти на своих интернет ресурсах. Также сообщалось, что до ввода в эксплуатацию нового полигона (открытие которого было запланировано на октябрь 2016 года) «хвосты» будут временно вывозиться на полигон «Холм» Костромского муниципального района. Но как говорится в народной поговорке: «Нет ничего более постоянного, чем временное».

Основной причиной неудачи в реализации проекта строительства нового полигона стало то, что осуществлять задуманное региональные власти начали, не согласовав свои действия с местными жителями. Грубо говоря, красносёлов поставили перед фактом. Узнав о грядущем строительстве мусорной свалки в непосредственной близости к своему населённому пункту, люди всеми силами воспрепятствовали этому. Таким образом, проект остался нереализованным, и до сих пор других, отвечающих современным экологическим нормам и прочим важным аспектам, альтернатив по организации полигона не найдено.

В результате уже второй год мусор со всего города свозят на промышленный полигон «Холм», который ещё в 2000 годах на основании постановления №48 от 24 января 1996 года должен был быть закрыт в связи с длительной эксплуатацией и нарушением санитарно-гигиенических норм.

Полигон промышленных отходов «Холм»

Свалка у деревни Холм Костромского муниципального района, обслуживаемая ООО «Гермес», введена в эксплуатацию в 1964 году и расположена в 12 километрах от Костромы. Она старше «Семёнковской» на три года и меньше её по площади на 10 га. На протяжении многих лет на неё свозили промышленные отходы Костромских предприятий, и уже в 90-х годах стоял вопрос о её закрытии из-за нарушения санитарных норм. Но в начале 2000-х годов власти региона запретили вывоз на свалку жидких пром.отходов (отработанных нефтепродуктов и отходов гальванопроизводств) тем самым, как бы снизив негативное воздействие свалки на окружающую среду и продлив срок её эксплуатации до 2007 года.

С тех пор свалка часто попадала в оперативные сводки из-за возникающих на ней пожаров. Как и люди, проживающие близ «Семёнковской» свалки, «соседи» полигона «Холм» — жители посёлков Прибрежный, Кастилово, Сущёво — в период горения свалки из-за едкого дыма стараются не выходить на улицу и не открывать окна в своих квартирах и домах. Так, в июне-июле 2011 года по обращению о нарушениях ООО «Гермес» Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка свалки, и были выявлены многочисленные нарушения законодательства СП 2.1.71038-01.2.1.7. «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила».

На территории полигона были обнаружены ртутьсодержащие люминесцентные лампы, отсутствие ограждений, захламление прилегающей территории отходами, а также многочисленные очаги горения мусора. По результатам проверки прокуратурой было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, которое было направлено для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Костромской области.

Роспотребнадзор, в свою очередь, встал на защиту ООО «Гермес» и вынес постановление о прекращении производства по делу о нарушении в связи с отсутствием состава.

Два года ведомства «бодались» между собой в судах разных уровней, выясняя кто прав, а кто виноват, и в результате по решению Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановление Роспотребнадзора Костромской области было признано незаконным и отменено. Кроме этого, в рамках рассмотрения дела судом установлена противоречивость позиции Управления Роспотребнадзора при проведении проверок ООО «Гермес» в 2009-2010 гг. при эксплуатации свалки. В актах проверок были отражены требования нарушений именно СП 2.1.71038-01.2.1.7 в деятельности общества.

Тем не менее, данные решения не повлияли на работу свалки «Холм», и она продолжила работу.

После закрытия «Семёнковской» свалки в Костроме сложилась сложная ситуация с размещением мусора. Весь объём коммунальных и бытовых отходов Костромского района и города Костромы стал принимать полигон «Холм», что привело к ещё большему ухудшению экологической обстановки на объекте.

Очередная проверка Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в июле-августе 2016 года выявила ряд грубых нарушений при эксплуатации полигона. В их числе: отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка под полигоном требованиям СП 2.1.7.1038-01, санитарно-эпидемиологического заключения о совместном хранении и захоронении промышленных отходов и ТБО, согласованного с Управлением Роспотребнадзора списка принимаемых отходов, отсутствие бетонного и асфальтового покрытия и ограждений на территории полигона, факт складирования отходов за пределами рабочих карт полигона на площади около 2 га, а также наличие очагов тления неизолированных отходов, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду и здоровье граждан.

По фактам нарушения законодательства директору ООО «Гермес» вынесено постановление об устранении нарушений, однако мер по решению проблем предприятие не приняло. Тогда в Свердловский районный суд г. Костромы Природоохранной Прокуратурой было направлено исковое заявление о возложении обязанностей по устранению нарушений. Решением суда от 9 марта 2017 года требования прокуратора удовлетворены, и предприятию требуется до 1 июня 2018 г. привести полигон в соответствующее состояние.

Однако спустя несколько месяцев, 27 сентября 2017 года, уже Костромской районный суд признал ООО «Гермес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ («Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»), и назначил наказание в виде приостановления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV (за исключением отходов самого низкого V уровня опасности) классов опасности и твердых бытовых отходов на 60 суток.

Но, если посетить полигон, можно увидеть многочисленные грузовики, по-прежнему везущие сюда не только отходы пятого класса. Об этом свидетельствуют неприятный запах, стаи кружащих птиц, специализированные машины по перевозке ТКО и падающий из грузовиков мусор.

В некоторых местах полигона виднеются открытые очаги горения, распространяющие едкий запах. На вопрос «Почему горит помойка?» сотрудник полигона ответил: «Она не горит — она парит!» Какой пар может идти от свалки, на которую сегодня свозят лишь якобы безопасные отходы? Ко всему прочему, вблизи территории свалки в лесополосах повсюду лежит мусор.

На сегодняшний день итог закрытия полигона «Холм» таков, что в Костроме и ближайших окрестностях не осталось ни одного официально действующего полигона, способного разместить бытовые и промышленные отходы со всего города и ближайших муниципальных районов. Жители и предприятия областного центра производят более 146,23 тыс.тонн отходов в год, и для их захоронения требуется большой современный полигон.

И даже если в ближайшее время власти региона займутся этой проблемой основательно и найдут подходящее место для строительства полигона, его запуск произойдёт только через год-два. А куда везти мусор сейчас? И как выполнять законодательство по введению новой «мусорной» реформы?

Кроме того, ситуация с закрытием полигона, которую мы наблюдаем сегодня, может привезти к росту количества несанкционированных свалок. Так, например, перевозчики мусора, некогда работавшие с ООО «Гермес», из-за более высокого тарифа могут отказаться возить мусор на автоматизированный мусоросортировочный комплекс и будут складировать его в ближайших лесах, полях и садовых товариществах, заражая окружающую среду.

Так и мусоросортировочному комплексу свои «хвосты» после сортировки в скором времени девать будет не куда. Хоть полигон «Холм» пока и принимает отходы V класса, места на нем всё равно уже нет.

Очаги заболеваний

Уже сейчас небольших стихийных мусорных помоек достаточно, и их можно встретить как в городе, так и за его пределами. Особенно распространены они в небольших сельских поселениях и садовых товариществах. Такие места несут санитарную угрозу и способствуют распространению опасных инфекционных заболеваний, переносимых грызунами и насекомыми, живущими на свалках. В этом году, согласно отчёту Управления Роспотребнадзора «Об инфекционной заболеваемости в Костромской области за январь-сентябрь 2017 года» на территории п. Крахмало-Паточного завода Бакшеевского сельского поселения Костромского района выявлен случай заражения инфекционным заболеванием – туляремия.

Очаг появления болезни и сегодня являет собой неутешительную картину — в нескольких местах здесь видны несанкционированные и стихийные свалки, коих быть не должно согласно постановлению Прокуратуры Костромской области.

Рядом с этим же местом имеется ещё одна серьёзная проблема: в водоёмы, находящиеся в непосредственной близости к жилым домам и реке Волге (около 700 м), регулярно сливаются жидкие отходы, едкий запах которых разносится по всей округе.

Стоит отметить, что эти и другие подобные случаи возникновения незаконных свалок каждый житель страны может заносить на интерактивную карту свалок, созданную в рамках проекта ОНФ «Генеральная уборка». Делать это необходимо для того, чтобы обратить на данные проблемы внимание общественности и, в первую очередь, властей. Так, фотоматериалы и локация места из описанного выше случая при обнаружении были опубликованы на данном ресурсе после выхода статьи.

Исходя из сказанного выше и возвращаясь к утверждённой территориальной схеме Костромской области, делаем вывод: данная схема требует более серьёзного подхода и доработки в соответствии с сегодняшними реалиями, в которых находится регион. И всё это нужно успеть сделать в срок до 1 января 2019 года.

Объём образования отходов в расчёте на одного жителя растёт, при этом инфраструктура по работе с мусорными отходами развивается очень медленно. Хоть в Костроме и построен автоматизированный мусоросортировочный комплекс, который неоднократно называли примером для подражания для всей России, проблемы с отходами у нас так и остаются нерешёнными. По-прежнему работает переполненный полигон, появляются несанкционированные свалки, не вывозится вовремя мусор с придомовых контейнерных площадок.

Тем не менее, в последнее время уделяется значительное внимание проблеме незаконных свалок. По информации Управления Роспотребнадзора Костромской области за первое полугодие 2017 г. в муниципальных образованиях региона было ликвидировано 338 мест несанкционированного размещения отходов.

Но как обстоят дела в реальной ситуации можно только предполагать либо выяснять на месте. Обычно на территории убранной свалки возникает новая, и главы районов и поселений несут административные наказания в виде штрафов и предписаний о её ликвидации, выполнить которые не могут по причине отсутствия денег в бюджете на эти мероприятия. Сейчас без объединения усилий со стороны администрации области, Управления Роспотребнадзора, Отделения ОНФ и использования всех имеющихся для решения острейшей проблемы ресурсов, добиться сдвига в лучшую сторону невозможно.

Чтобы спасти наш регион от потопления в мусорной бездне мы все должны сплотиться и начать действовать без промедления. Наша Администрация должна участвовать в федеральных программах по выделению средств регионам на решение экологических проблем, Управление Роспотребнадзора вместе с региональным отделением ОНФ по Костромской области должно использовать недавно запущенный, но многообещающий интернет ресурс «Карта свалок», наглядно показывающий эффективность проделанной работы.

Будем надеяться, что с появлением в Костромской области регионального оператора и нового полигона изменится и сложившаяся ситуация с отходами, начнётся создание более благоприятной и эффективной инфраструктуры.

Все приведённые выше данные наглядно подтверждают наличие проблемы, промедление в решении которой ведёт к серьёзной угрозе состоянию окружающей среды и здоровью населения Костромской области.

Текст, фото и видео: Брехов Антон

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here