Первый Костромской кремль
Костромской кремль был заложен в 70е-годы XIII века и построен в середине XIV века. Находился от первоначально на берегу реки Сулы. В 1413 году город был уничтожен страшным пожаром, не пощадившим и старых стен кремля. Крепость восстановили, но уже на новом, возвышенном месте, отступив от Волги, так как весной река часто затопляла берега. Сначала насыпали высокие валы, на них воздвигали стены из дуба с 14 боевыми башнями, «а башни, — отмечалось в писцовой книги – рублены все клетками, бои выводные за город о дву мостах, а меж башен тын…». И Кремля вели двое ворот: Водяные (к Волге) и Спасские (в северно-восточной части стены). От них через проложенный перед валом ров были переброшены мосты, из кремля к берегу Волги прорыт подземный ход.
Костромской кремль не раз выдерживал неприятельские осады. В 1609 году сильный отряд польских интервентов пытался захватить Кострому, но был отбит огнём крепостной артиллерии, причём, как свидетельствуют документы «из большого наряда» (т.е. пушек) побили много врагов.
Большинство горожан жили вне стен кремля и перебирались туда только в случае опасности. Но и в самом креме в XVII веке находилось около 200 домов и административные учреждения, в том числе воеводская изба. Она оставалась там вплоть до посещения Костромы императрицей Екатериной II в 1767 году. В честь ее в кремле построили специальные триумфальные ворота.
Вскоре Костромской кремль сгорел со всеми постройками, его восстановление признали ненужным. В начале XIX века валы с северной части были скрыты, а южной снижены, рвы засыпаны. Часть кремлёвской территории отвели под бульвары, а оставшуюся землю передали Успенскому собору, который в 1776-1791 годах при восстановлении после пожара был значительно перестроен и расширен.
Архитектурный комплекс Костромского кремля, сохранявшийся в целости до 1934 года, состоял из Успенского и Богоявленского соборов, колокольни, двух жилых домов и ограды.
Успенский собор
Собор Успения (не сохранился) был выстроен в первой половине XVI века. Он представлял собою небольшое по размерам кирпичное здание, двухстолпное по конструкции. Храм был одноглавый, трехабсидный, с позакомарным покрытием и с высоким сводчатым подклетом. Его фасады членились лопатками на прясла, вверху
которых имелись окна без наличников. Входы в храм были выделены перспективными белокаменными порталами, под карнизом абсид проходил поясок из килевидных арочек.
Необычнобылн ориентированы абсиды у собора, — не на восток, как было принято, а на север, в сторону урочища на Запрудне, где, по преданию, «явилась» Костроме в XIII веке Феодоровская икона Божией Матери. В 1666 году к собору был пристроен придел Федора Стратилата. Успенский собор дважды перестраивался — после пожара 1678 года и в 1775—1778 годах. В результате он увеличился почти вдвое, а его фасады получили элементы декора в стиле барокко. Именно в перестроенном виде собор и запечатлен на его многочисленных фотографиях XIX—XX веков.
Стенопись костромского Успенского собора представляла большой историко-художественный интерес, так как была выполнена в XVIII веке по следам более древней росписи, относившейся к 1699 году. Расписывали собор в 1775—1778 годах ярославские живописцы братья Дмитрий и Кузьма Иконниковы, Федор Илларионов Пототусв и другие. Роспись собора относится к числу не дошедших до нас работ ярославской школы стенного писания XVII—XVIII веков, документированных по настенным летописям.
Из Успенского собора происходит одно из интереснейших произведений древнерусской станковой живописи — икона «Богоматерь Федоровская» 1239 года. Специалисты считают, что костромская икона является едва ли не копией знаменитой иконы «Богоматерь Владимирская» XII века (Государственная Третьяковская галерея). Икона «Богоматерь Федоровская» была святыней Костромы, её хранительницей, и пользовалась большой известностью иа Руси.
В XVII—XVIII веках с неё делались многочисленные «списки», а со второй половииы XVII века получили распространение и так называемые житийные иконы «Богоматери Федоровской» с подробным рассказом в клеймах об истории появления иконы в Костроме и «чудесах» от нее.
Среди подобных произведений выделяется высоким качеством исполнения икона «Богоматерь Федоровская в чудесах» из Ипатьевского монастыря, написанная, как предполагают, в 80-х годах XVII века прославленным костромским живописцем Гурием Никитиным.
Другая икона из Успенского собора — «Апокалипсис» 1559 года. Первоначально она находилась в соборе костромского Богоявленского монастыря, куда была подарена царем Иваном Грозным. В центре этой громадной нконы (186X161 см) изображен Иоанн Богослов с Прохором, а по краям бесчисленные клейма, иллюстрирующие видения апостола. В символико- аллегорической форме икона повествует о судьбах вселенной при «конце света», о «втором пришествии» Иисуса Христа и о «будущей жизни». Имеются основания считать, что мастер, писавший эту икону, был хорошо знаком с росписями московского Благовещенского собора, а в Успенском соборе Московского Кремля он видел и изучал нкону «Апокалипсис» безвестного кремлевского мастера конца XV века. Определенное влияние икона из костромского Богоявленского монастыря могла оказать на автора фрески «Апокалипсис» в западной галерее костромской посадской церкви Воскресения на Дебре.
Богоявленский собор
Незаурядным памятником русского провинциального барокко XVIII века следует считать Богоявленский собор (1776—1791 гг., также не сохранился). Его заказчиком был Симон II Лагов, архиепископ Костромской и Галнчскнй. Подобно многим другим церковным деятелям XVIII века, Симон Лагов отличался любовью к архитектуре. При его «особом попечении», например, был выстроен в 1774 году в городе Галиче Преображенский собор с барочным убранством своих интерьеров.
После пожара в Костроме в 1773 году Симон Лагов приступил к осуществлению своих строительных замыслов и в Костромском кремле — разборке обгоревших каменных зданий Крестовоздвижснского монастыря, возведению нового теплого собора, ремонту старого Успенского собора XVI—XVII веков, строительству «архиерейского подворья» из четырех жилых домов. Особое значение при этом придавалось постройке высокой соборной колокольни, которая выделила бы новый кремль в общей панораме города с реки Волги.
Степан Андреевич Воротилов
Строить новый соборный комплекс в Костромском кремле взялся Степан Андреевич Воротилов— выдающийся местный зодчий XVIII века. Он родился в 1741 году в костромском посаде Большие Соли в бедной мещанской семье. По воспоминаниям современников…
…он сначала «…занимался с родителем своим рыбною ловлею, потом, обучившись искусно портному, а после того кузнечному мастерству, вступил в каменную работу и, находясь в подчиненности у подрядчиков, прилежно вникал в свою обязанность. Сам собою научился рисовать и чертить планы, наконец около 30-го году жизни своего по природному влечению без помощи посторонних учителей и наставников сам по себе, со вниманием читая геометрию и алгебру, научился архитектуре, в чем успел и очень усовершенствовал себя на самой практике, имея 4-х братьев и 2-х сыновей, обучил и их тому же художеству, которые, впрочем, все до такого совершенства дойти не могли».
Главным делом всей своей жизии зодчий считал, наверное, постройку в Костромском кремле в 1776—1791 годах Богоявленского собора с колокольней и восстановление там же Успенского собора XVI—XVII веков. Но в те же 70—80-е годы XVIII века, когда велось это грандиозное строительство, С. А. Воротилова можно было видеть и в Нерехте, где он строил Воскресенскую и Преображенскую каменные церкви, и в селе
Левашове по ярославской дороге, где он строил колокольню Воскресенской церкви, и в Ипатьевском монастыре, и вновь в Костроме на строительстве дома жилого И. Л. Кокорева на Богословской улице (1785), церкви Петра и Павла (1787), соляного магазина (1789) и других зданий. А в конце 80-х годов XVIII века С. А. Воротилов ездил в Рязань, где по его проекту было начато сооружение соборной колокольни. Последней значительной работой зодчего был Гостиный двор в Костроме (1789—1796). Во время его строительства С. А. Воротилов тяжело заболел и 14(27) ноября 1792 года скончался.
Итак, выбор пал на С. А. Воротилова не случайно. Он был, во-первых, хотя и самоучка, но, как о нем отзывались, «совершенно удовлетворительно практикованный архитектор». Во-вторых, он был мастером, с исключительной добросовестностью выполнявшим все свои подряды. В-третьих, к середине 70-х годов XVIII века, когда С. А. Воротилов начал работать в Костроме, он уже сформировался как некий «колокольностроительный мастер», пользовавшийся большим уважением и у себя на родине в Больших Солях, и в соседней с ними Нерехте. Колокольни, которые он строил, были разнообразными по виду — колокольни с пилястрами в отделке, с барочным купольным завершением и многоярусные несомненно преобладали в это время в его творчестве. Именно такого типа колокольню он мог построить и в Костромском кремле. И, в-четвертых, С. А. Воротилов был приверженцем стиля барокко в архитектуре и в этом плане, видимо, он наиболее полно удовлетворял заказчика. 7 ноября 1776 года с ним был заключен подряд на строительство в кремле нового соборного здания с колокольней.
Богоявленский собор, выстроенный С. А. Воротиловым, представлял собою однокупольный, овалообразный в плане храм с полукруглой абсидой с востока и с прямоугольным притвором с запада. С юга и с севера у здания имелись выступы-ризалиты, к которым примыкали лестничные всходы. К притвору была пристроена с запада очень высокая четырехъярусная колокольня. Храм был четырехстолпный по конструкции, перекрыт системой крестовых сводов и утвержден на подклете. Его фасадное убранство в стиле барокко — наличники окои в два света, пилястры на рустованном фоне и другие элементы декора — было чрезвычайно выразительным.
Мощный барабан, возвышавшийся над собором, нграл особую роль в объемной композиции здания. Ои был воздвигнут на глухом своде, и в нем размещалась соборная библиотека. В библиотеку попадали через винтообразные лестницы в устоях нижнего яруса колокольни и затем, со второго яруса колокольни, по особому помосту с железными перилами иа крыше собора.
Созданная по инициативе архиепископа Симона II Лагова и соборного протоиерея И. А. Метелкина, библиотека содержала
«…значительное количество книг на греческом, латинском и прочих языках: богословских, философских, медицинских, исторических, физических, стихотворческих, также всех российских писателей лучшия сочинения и путешествия».
Библиотека играла, несомненно, очень важную роль в культурной жизни города XVIII—XIX веков.
Колокольня Костромского кремля
Большой интерес представляет соборная колокольня, выстроенная также по проекту С. А. Воротилова. У нее имелись черты сходства с проектом 1748 года неосуществленной колокольни Смольного монастыря в Санкт-Петербурге Ф. Б. Растрелли, известным по чертежам из музея «Альбертина» в Вене и Национальной библиотеки в Варшаве. В то же время, у костромской колокольни много было и своеобразных черт. При взгляде на колокольню создавалось впечатление, что ее нижний ярус как бы входит в композицию Богоявленского собора, сливается с ним, имея общую с собором систему убранства (пилястры тосканского ордера на рустованном фоне, венчающнй карниз с фризом нз чередующихся метоп и триглифов). Обращает на себя внимание н такая особенность колокольни, как приземистость пропорций ее второго яруса. Кроме того, там, где Растрелли использует для смягчения перехода от одного яруса к другому волюты, Воротилов применяет открытые площадки-галерен, образованные балюстрадой и пьедесталами для декоративных ваз обходящие каждый из ярусов колокольни.
Границы между ярусами оказываются, таким образом, более отчетливыми, а горизонтальные членения более явственными. Усилено и живописное начало костромской колокольни, повышенная пластичность ее убранства, лейтмотивом которого служит пучок из белоснежных колонн, эффектно воспринимавшихся на голубом фоне стены.
Колокольня Богоявленского собора встала в самом центре кремля, возвышаясь над ним в высоту примерно на 64 метра. Она была уникальным для города зданием, имевшим, кроме культового, и большое общественное значение. Через колокольню ходили в соборную библиотеку, с открытых площадок ее верхних ярусов можно было любоваться окрестными далями, а в 1820 году в ее куполе поместили часы тульской работы, бой которых можно было слышать нз любой части города.
Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, побывавшие в Костроме в 1838 году, были поражены красотой и грандиозностью этого сооружения.
«Это произведение, — писали оии, — имея отпечаток великого дарования, удивляет своею красотою всякого беспристрастного человека… Если это собственность художественная зодчего, то человек этот мог бы стать великим архитектором».
По замыслу архиепископа Симона Лагова для нужд соборного духовенства и для нового Архиерейского дома планировалось выстроить в кремле четыре больших каменных здания, которые были бы расположены симметрично по отношению друг к другу и имели бы одинаковое архитектурное решение. Однако этот интересный проект, предусматривавший создание в кремле ансамбля «архиерейского подворья», не был реализован полностью — были выстроены только два дома — Ансамбль домов соборного причта.
Святые ворота (Триумфальные) Костромского кремля
В число кремлевских достопримечательностей входило еще одно сооружение — так называемые Святые ворота в ограде Успенского собора. Считается, что они выстроены около 1767 года к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, то есть именовались иногда «триумфальными» не случайно. Г. К. Лукомский писал о них: «Ворота эти блестящий пример фантастической архитектуры, пресыщеннаго «барокко», попавшего на провинциальную почву. Все архитектурные формы этого стиля получили здесь самое курьезное развитие. Провинциализм этого барокко выражается и в приподнятой середине ворот с волютами, и в боках, украшенных двумя пирамидами, покоющимися на шарах, окрашенных в ярко-синий цвет и усыпанных крупными золотыми звездами. Все свободное пространство внутри ворот заполнено орнаментальною лепкою. Особенно любопытны два грифона по середине, по бокам арки; капители очень удлинены и украшены листьями каких-то небывалых растений».
Мастер, строивший эти ворота, своеобразно трактовал кориифский ордер, превращая капители у сдвоенных колонн в нечто, на его взгляд, «триумфальное», но на самом деле воспринимавшееся действительно как провинциальный курьез. Массивный аттик над воротами, стиснутый могучими волютами, сплошь был покрыт хрупкой лепниной в виде картушей, гирлянд и херувимов, соседствовавших с большими живописными панно, заключенными в лрямоугольные рамы киотов.
Символическое значение, по- видимому, имели изображения грифонов и крылатых львов, помещенные над арочным проездом ворот. Ворота были украшены также аллегорическими статуями, которые олицетворяли с одной стороны ворот — «Благочестие» и «Милосердие», с другой — «Славу» и «Надежду». А на площади перед Успенским собором был воздвигнут обелиск, решенный в ансамбле с барочной архитектурой ворот.
Любопытно, что ворота в ограде Успенского собора имели железную кованую решетку, совершенно идентичную той, которая сохранилась в ограде 1765 года церкви Иоанна Богослова неподалеку от Ипатьевского монастыря. Следует думать, что решетки у этих двух сооружений изготовлены одним и тем же мастером. Они представляют собой высокохудожественные произведения кузнечного искусства XVIII века.
Оригинальная архитектура Святых ворот в ограде Успенского собора не могла не привлечь внимания местных зодчих. В последней четверти XVIII века по образцу этих ворот были выстроены ворота в ограде многих церквей Костромской губернии — восточные ворота в ограде церкви Николы 1792 года на погосте Бережков близ усадьбы Щелыково Кинешемского уезда, западные ворота в ограде церкви Николы 1795 года в селе Боршине Костромского уезда и т. д.
В 1934 году Костромской кремль был взорван и разобран на кирпич и щебень для постройки льнокомбината им. Зворыкина. До настоящего времени от архитектурного ансамбля дошли два дома соборного причта. Сегодня территория бывшего кремля именуется «Центральный парков культуры и отдыха».