Главная Туризм Путешествие на корабле: специфика, плюсы и минусы отдыха

Путешествие на корабле: специфика, плюсы и минусы отдыха

8810
0

Морские круизы — Большая переправа

Стереотип «круизы чрезмерно дорогой отдых, доступный лишь немногим» до сих пор не изжит. На самом деле этот вид туризма хотя и сохранил за собой специфическую нишу, но уже давно и успешно конкурирует со многими наземными экскурсионными программами. Это очень удобно: за неделю-другую посетить сразу несколько стран, ни разу не поменяв «место жительства».

Туризм, Круизы

Современные лайнеры предлагают высококлассный сервис, питание по системе «все включено», огромное количество развлечений и возможностей для времяпрепровождения. По ценам же круизы вполне сопоставимы с аналогичными по насыщенности познавательными авиатурами.

Расставляя приоритеты своих клиентов, операторы сходятся во мнении, что наиболее важны познавательный аспект и возможность сочетать активный и комфортный отдых. Темп движения достаточно высок, дневные переходы — редкость. Обычно лайнер идет ночью, днем же, во время стоянок, — осмотр городов и достопримечательностей. «Согласно исследованиям прошлых лет, основной тенденцией было стремление увидеть мир, и круиз позволяет это сделать наилучшим образом. Поэтому главным был маршрут в сочетании с ценой».

Перечислять все предоставленные пассажирам круизных лайнеров услуги можно очень долго. Это: неограниченное 24-часовое обслуживание в ресторанах, кафе, барах, пиццериях, бассейн, интернет-кафе и игровые комнаты для детей, кинотеатр, тренажерные залы, гольф-тренинг, теннисные корты, джакузи, ионо-, арома-и рефлексотерапия, талассотерапия, йога, SPA-центры, салоны красоты. Что касается развлечений: театральные постановки, концертные программы, мировые премьеры фильмов, показы мод, клубы по интересам, дискотеки, казино.

При этом для того, чтобы в полной мере получить от круиза удовольствие, туристу необходимо знать многие особенности таких поездок. Тем более важно быть в курсе дел агентам, которые должны не только донести эту информацию до своих клиентов, но и учесть ее при продаже тура. Поскольку из 3 млн российских туристов, в течение года выезжающих за рубеж, этот вид отдыха выбирают сегодня лишь 15 тыс. (ровно 0,5%), то и специалистов в сфере его продаж считанные единицы. И не спасает ситуацию даже то, что во многих круизах более 90% туристов — опытные, возвратные клиенты.

Тем не менее операторы считают, что агентства должны быть заинтересованы в работе с круизами. Причина проста: если на обычном пляжном туре заработок розничного продавца составляет $20-30, то один отправленный в круиз клиент способен принести $150-200, а при «дорогом» бронировании — в несколько раз больше. Так что малые объемы на рынке морских путешествий компенсируются очень высоким уровнем прибыли.

Спрос на морские круизы

В подавляющем большинстве случаев спрос на морские круизы определяется их познавательной ценностью. В этом мнении едины все операторы. Поэтому они с особой тщательностью подходят к разработке «нитки маршрута». По информации начальника отдела продаж круизов компании «Бриз Лайн» Ильи Милитицкого, более 90% всех совершаемых россиянами круизов проходят в акватории Средиземного или Балтийского и Северного морей. Более точная статистика у «Нептуна»: 22,7% всего потока компании приходится на норвежские фьорды, 19,4% на средиземноморский регион, 17,7% — на круизы из Лондона с заходом в города Западной Европы. Как подчеркивает президент компании «Ланта-тур вояж» Людмила Пучкова, хорошим спросом пользуются также и «зимние» программы по Карибам и Юго-Восточной Азии.

Доминирование познавательного аспекта привело к появлению еще одной закономерности. На порядок лучше раскупаются места в круизе по более интересному маршруту, чем по менее содержательному, даже если вояж стоит меньше и проходит на судне более высокого класса. Регион преимущественного плавания определяет конечный список возможных портов захода, из которых уже давно составлены оптимальные комбинации. Из-за этого «возвратность» морского туриста несколько специфична: в большинстве случаев он сохраняет верность круизам, но готов с легкостью «изменить» компании или судну, на котором совершал путешествие прежде, если конкуренты предлагают посетить места, где он еще не был.

В определенной степени решающим фактором является и пароход, на котором предстоит отправиться в путь. Здесь все зависит от уровня размещения, инфраструктуры, которую предлагает тот или иной лайнер.

По наблюдениям отечественные туристы предпочитают каюты с балконами (на современных судах это 8-9-я палуба), в крайнем случае — с окнами (7-я палуба) или более дорогие каюты (10-я палуба). Более экономичные варианты, с внутренними каютами или же на нижерасположенных палубах, как правило, отвергаются. Однако другие выделяют еще одну закономерность. Так, например, при бронировании кают в первую очередь «уходят» самые дорогие и самые дешевые, середина же заполняется в последнюю очередь.

Еще один значимый фактор — продолжительность круиза. Оптимальный срок — 10 дней. Однако наибольшим спросом пользуются недельные путешествия. Неплохо расходятся и 14-дневные туры. А вот в «европейскую кругосветку» на три недели отправиться могут уже немногие. Причем сдерживающим фактором оказывается даже не цена, а отсутствие свободного времени.

Специалисты утверждают, что отсутствие круизов продолжительностью меньше двух недель — ощутимый недостаток ассортимента ее компании. Эта мера — вынужденная, из-за специфики предлагаемых «Метрополисом» путешествий. Однако именно из-за этого некоторые потенциальные клиенты отправляются в путешествие с другими операторами. Компромиссный вариант придумали для своих программ в компании «Нептун», среди предложений которой наибольшей популярностью пользуются круизы по Балтике и норвежским фьордам. Для многих клиентов они удобны посадкой в Санкт-Петербурге. Однако желающие пройти тот же маршрут за более короткий срок могут присоединиться к круизу в Копенгагене.

Есть один специфический критерий — наличие на борту соотечественников. Некоторые клиенты круизных компаний категорически настаивают на том, чтобы на судне россиян вообще не было или их число было минимально. Другие же, наоборот, предпочитают русские круизы или русские группы. Это зачастую дает некоторые преимущества: обслуживание на родном языке, переведенное меню, присутствие представителя оператора.

Цены на морские круизы

Минимальная стоимость круиза в разных компаниях составляет от $600-700. Максимальная — $200 тыс. за кругосветное путешествие. Как отмечают эксперты, на протяжении уже ряда лет рост стоимости круизных программ лишь незначительно опережает темп инфляции. Цены на круизы уровня 5* гораздо ниже стоимости аналогичных наземных туров. На фоне постоянного роста цен на топливо, затрат на обслуживание в портах захода (они выросли за несколько лет в 1,5-2 раза) это кажется маловероятным. Однако секрет прост — постоянно строятся новые лайнеры большей вместимости. Они позволяют ощутимо сокращать издержки компаний и удерживать цены на стабильном уровне. Среднерыночная стоимость круиза сейчас составляет от $1,5-2 тыс. на человека, что делает такой отдых доступным весьма широкому кругу клиентов.

Клиент

Пассажиры круизов в Средиземном море, как правило, люди 30-40 лет, в Северном и Балтийском — постарше, 50-60 лет. Средний возраст путешественников составляет 35-45 лет. Зачастую это семьи с детьми, иногда просто пары. Бывает, что в круиз отправляются целой компаний, в таком случае обычно поездка приурочена к какому-то торжеству.

Хотя операторы и настаивают на том, что в последнее время круизы стали доступны большинству желающих, средняя стоимость путевок достаточно высока (в районе от $1,5-2,5 тыс. на человека). Поэтому позволить себе такой отдых могут в основном представители так называемого среднего и выше среднего класса. Так как круизная специфика предполагает достаточно высокую интеллектуальную нагрузку во время путешествия, то и отправляются в вояж обычно представители творческих профессий, состоятельная интеллигенция, предприниматели.

Дети на судах бывают, но их намного меньше. По мнению экспертов, это связано с тем, что в массовом сознании круиз — сугубо взрослое развлечение. На самом же деле все совсем не так. Судовладельцы заинтересованы в привлечении на борт маленьких пассажиров. Почти все компании предоставляют проживание ребенка в каюте с родителями бесплатно, а некоторые, как итальянская MSC, распространяют такую скидку даже на двоих детей. При этом на борту есть миниклуб, всевозможные развлечения и детская анимация, так что ни родители своим чадам, ни дети родителям в ходе круиза не мешают и не досаждают.

Плюсы и минусы морских круизов

Пытаться выведать возможные «минусы» путешествия на судне у операторов — занятие бесполезное. Не укачивает — стабилизатор качки установлен, скучно не будет, питание «все включено». Однако когда речь заходит о круизе как туристическом продукте, недостатки все же находятся. Самый главный из них — трудоемкость продажи таких поездок.

Круизный тур — это конструктор, который надо успешно собрать, не упустив ни одной детали. Наиболее остро стоит визовый вопрос. Из-за особенностей европейского законодательства далеко не под каждый круиз можно легко получить шенгенскую мультивизу. Важно верно выбрать время и точки прибытия клиентов к началу маршрута, рассчитать оптимальный способ возвращения их в Россию. Кроме того, предельно важно для каждого путешественника, вне зависимости от того, первый ли раз отправляется он на морскую экскурсию или уже имеет опыт, правильно подобрать маршрут, лайнер и тип размещения.

Для агентств самое главное -это не бояться работать с круизами. Остальное при желании и наличии общих навыков осваивается достаточно быстро. Для таких менеджеров операторы постоянно проводят семинары, на которых объясняют желающим специфику продукта. По мнению специалистов, многие предложения на круизном рынке достаточно однотипны, поэтому, освоив общую специфику работы, терминологию и методику, агент сможет спокойно разобраться с любыми запросами клиентов на этом сегменте рынка.

Предыдущая статьяЭкскурсия на ослах на Кипре
Следующая статьяГруппа Весна в Сан-Бликко