Главная Жизнь Церкви Воскресения на Дебре

Жизнь Церкви Воскресения на Дебре

Громкие события на протяжении столетий обходили храм Воскресения Хри­стова на Дебре стороной — как, впрочем, и саму Кострому, после перипетий Смуты ведшую тихую, неторопливую жизнь. В том же ритме билось сердце и Воскресенской церкви — совершались богослужения, в урочный час проводились реставрационные работы, слегка — но только слегка! — менялся облик храма.

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на Дебре

В скоре после освящения церкви Воскресения Хри­стова на Дебре, состо­явшегося в 1652 году, ее паперти были расписаны артелью под руковод­ством замечательного мастера, «кор­мового иконописца большей статьи» Василия Ильина Запокровского, до того работавшего в Успенском собо­ре Московского Кремля, Рождест­венском соборе Саввино-Сторожевского монастыря и других знамени­тых храмах. Кроме того, фресками покрыли своды и барабаны глав чет­верика. Остальные площади остались не расписанными; опись 1779 года указывает, что «четыре столпа и вся оная церковь подщекотурена внутри просто». Продолжению работ поме­шала эпидемия чумы 1654—1655 го­дов — возможно, самая страшная во всей истории России. Тогда от моро­вого поветрия, согласно подсчетам исследователей, погибло около по­ловины всего населения страны. До­зорная книга по Костроме за 1664 год полна именами иконников, погибших в мор; не пережил его и Василий Запокровский. Лишь в 1670 году в Вос­кресенский храм вновь пришли ху­дожники — тогда артель знаменитого мастера Гурия Никитина расписала Трехсвятительский придел.

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреВ конце XVII столетия фасады церкви украсили «травами» и так на­зываемым «бриллиантовым рустом». У последнего термина есть два значе­ния. Во-первых, так называется спе­циальная огранка лицевой стороны фасадных камней в форме четырех­гранных пирамид; во-вторых — ими­тация подобной «огранки»: при этом стена расписывается прямоуголь­ными шашками, которые делятся диагоналями на четыре треуголь­ника, раскрашенных в разные цвета. Подобный прием часто применялся в тогдашней русской архитектуре. В случае Воскресенского храма имела место быть как раз имитация. Ныне «бриллиантовым рустом» покрыты только апсидные полукружия.

Спустя сто лет

Прошло чуть менее века, и в 1740-е годы Воскресенской церкви потре­бовалась реконструкция. Первоначальное позакомарное покрытие храма заменили четырех­скатной кровлей (заметим, что это было обычным делом для той эпохи); такой же кровлей скрыли пирамиду кокошников на Трехсвятительском приделе. Растесали оконные проемы основного четверика.

Арки галерей заложили кирпичом, так как оказалось, что «открытые» галереи не вполне удобны: зимой их заносило снегом, летом заливало дождем, что добавляло сырости, ко­торой и так хватало от Волги, теку­щей невдалеке от храма.

Через века

Живописные Святые ворота с тре­мя шатрами и двумя арками, «про­ездной» и «проходной», возводились одновременно с Воскресенской цер­ковью, но до реконструкции 1740-х годов они оставались отдельным сооружением — теперь их соедини­ли крытым переходом с западным крыльцом храма, включив, таким образом, в единый храмовый ансамбль.

Будни и праздники

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на Дебре1852 год запомнился заменой глав­ного иконостаса — правда, почти все иконы из прежнего иконостаса XVII века были в него включены.

Новые масштабные работы в Воскресенском храме датируются 1870-ми годами. К юго-восточному углу церкви то­гда пристроили помещение ризницы с полукруглым, напоминающим ал­тарные апсиды, завершением.

В основном четверике работали иконописцы, о чем свидетельствует надпись на северной стороне юго- восточного столпа с перечислени­ем имен трудившихся здесь масте­ров. Интересно, что расписывали они храм по программе, созданной в XVII веке.

К сожалению, не обошлось и без «самодеятельности», в результате которой оказались записаны древ­ние фрески в Трехсвятительском приделе. (Эту позднейшую запись реставраторы удалили в 1960-е годы.) Одновременно реставрировали ори­гинальный иконостас Трехсвяти­тельского придела.

Особые торжества, развернув­шиеся в Костроме в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия дома Романовых, не обошли стороной церковь Воскресения Христова на Дебре. Нужно сказать, что само­держцы и члены их семей нередко навещали Кострому, откуда Михаил Федорович Романов был призван на царство в 1913 году и которую они в некотором роде считали сво­ей «колыбелью». Так, в 1767 году в Костроме побывала Екатерина II, даровавшая городу герб; в 1834-м — Николай I; в 1858-м — Александр II; в 1881-м — Александр III. Увы, до Дебри они не добирались, ограничи­ваясь кафедральным Успенским со­бором и Ипатьевским монастырем.

Но в приезд Николая II в 1913 году все было по-другому; 20 мая вместе с дочерями он посетил Воскресен­скую церковь и даже, будто бы, под­нимался на колокольню соседнего Знаменского храма, чтобы полюбо­ваться оттуда волжскими видами.

В эпоху гонений

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреПосле 1917 года в Костроме все было, как и везде в России, — в 1920-е годы богоборцы неуклонно усиливали давление на Церковь. Изымались церковные ценности, закрывались храмы, священнослужители и наибо­лее ревностные прихожане подверга­лись репрессиям.

Воскресенская церковь на Дебре до самых 1930-х годов продолжа­ла действовать как храм Божий, но и она не устояла. Закрыв ее для богослужений, большевики устроили в ней зернохранилище (а в подклете, по некоторым сведениям, воинский склад).

В 1946 году, на волне потепления отношений между властями и Церко­вью, Воскресенский храм вернули ве­рующим. Первая встреча прихожан с храмом была печальной — в нем царила мерзость запустения: отсут­ствовали полы, стекла в окнах, ико­ны в иконостасе… Но энтузиазма хватало, и довольно быстро в церкви навели порядок — 28 июля 1946 года епископ Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) освятил храм. При этом была произведена некото­рая реорганизация храмового про­странства — Екатерининский придел переместили из диаконника в юж­ное крыло галереи, опоясывающей церковь.

Увы, время относительного пере­мирия, заключенного государством с Церковью, продлилось недолго — при Н. С. Хрущеве начался откат, и открылись новые страшные гонения на верующих людей. В конце 1950-х — начале 1960-х годов храм Воскресе­ния Христова на Дебре несколько раз порывались закрыть и, более того, вовсе уничтожить.

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреВеликих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Нико­диму (Руснаку), назначенному на Ко­стромскую кафедру в 1961 году, от­стоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей ста­туса соборного храма и в 1964 году перенес в собор величайшую русскую святыню — чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.

В 1960—1980-е годы в Воскресен­ском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поде­литься утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырем в Моск­ве и Богоявленско-Анастасииным монастырем в Костроме при их возобновлении.

В 1991 году кафедральным собо­ром Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда тор­жественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. Церковь Вос­кресения Христова на Дебре свою миссию выполнила.

Подробнее о Церкви Воскресения на Дебре