Есть основания предполагать, что Михаил Романов мог находиться в Макариево-Унженском монастыре в 1601 году. В это время княгиня Черкасская, с которой были сосланы дети Филарета Никитича — молодой Михаил и его сестра – вернулась в Юрьевецкий уезд, в собственное поместье. Однако не исключено, что княгиня привезла с собой только сестру Михаила, а его самого оставила в монастыре на попечение строителя Давида Хвостова. Тогда Михаил мог прожить в обители с 5-ти до 10-ти летнего возраста. Эта версия помогает объяснить факт посещения монастыря будущим царём в 1612 году. Молились они преподобному Макарию об освобождении отца Михаила (митрополита Филарета) из польского плена и о восстановлении мира и спокойствия на русской земле.
Уже будучи избранным на царствие, осенью 1619 года Михаил Романов вновь совершает паломничество в Макарьевский монастырь, чтобы возблагодарить преподобного за благополучное возвращение патриарха Филарета из плена.
Всё расстояние до Макариево-Унженского монастыря царь со свитой преодолели пешком, оказывая тем самым уважением и почтение святому старцу. Народное предание сохранило и освятило царственный путь от Спасской обители (ныне село Красногорье Макарьевского района) к обители Макария преподобного сооружением 5 часовен в местах, где усталые путники, утомленные долгой дорогой и осенней непогодой, останавливались отдыхать. Вечером 29 сентября кортеж добрался до монастыря, где специально к приезду были выстроены Романовские палаты. К сожалению, в 1669 году в обители произошел большой пожар и царские кельи, как и многие другие деревянные постройки, сгорели. В 1735 году, во время царствования императрицы Анны Иоанновны, на месте сгоревших деревянных палат была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, в память о Государе и Великом князе Михаиле Фёдоровиче.
Последствия царского посещения были довольно значительные: Макарий преподобный был канонизирован и стал именоваться Унженским и Желтоводским великим чудотворцем; монастырь был уравнен в правах с известным в те времена Соловецким монастырём и стал именоваться Лаврой.