Роман Илларионович Воронцов (1717—1783) — граф (1760), генерал-аншеф (1761), сенатор (1760), владимирский, пензенский и тамбовский наместник (1778-1783); младший брат Михаила Илларионовича Воронцова
Страший сын Иллариона Гавриловича Воронцова от брака его с Анной Григорьевной Масловой. В молодости Роман Воронцов служил (1733) в лейб-гвардии Измайловском полку, в 1730-х годах поддерживал цесаревну Елизавету Петровну, принял участие в перевороте 25 ноября 1741 года, отвез в ссылку членов Брауншвейгской фамилии.
В момент образования Российской академии стал её членом. В 1748 году награжден орденом Св. Анны. 5 сентября 1751 года награжден орденом Св. Александра Невского. За время царствования Елизаветы Петровны Роман Воронцов стал одним из богатейших людей России, владельцем поместий и заводов.
В 1760 году Воронцов стал членом Уложенной комиссии, в которой, как и в Комиссии о правах дворянства (1763), выступал сторонником законодательного оформления сословных прав дворянства, в том числе права исключительного владения крепостными. С приходом к власти Петра III Федоровича его положение при дворе укрепилось, поскольку его дочь Елизавета Романовна была фаворитка нового императора; Р.И. Воронцов получил чин генерал-аншефа.
При Екатерине II, был сначала в опале, даже был арестован и выслан в Москву, лишен ряда имений в Малороссии. Новым назначениям и карьере Воронцов оказался обязан народным волнениям. Пугачевщина выявила многие недостатки провинциального управления империи. Попыткой исправить положение стала реформа 1775 года, по которой вместо 23-х губерний было создано 50. Губернскую администрацию возглавлял наместник или генерал-губернатор, управлявший двумя-тремя губерниями. Наместнику были даны большие права.
В марте 1778 года по указу Екатерины II было образовано Владимирское, в 1779 — Тамбовское, а в 1780 — Пензенское наместничество. Первым владимирским, пензенским и тамбовским наместником и генерал-губернатором стал Роман Воронцов. Своими поборами и лихоимством он довел вверенные ему губернии до крайнего разорения, за что получил прозвище «Роман — большой карман».
Историк князь М. М. Щербатов писал о нём: Граф Роман Ларионович Воронцов, во все время своей жизни признанный мздоимцем, был определен в наместники во Владимир и не преставал обыкновенные свои мздоимствы производить.
Дело дошло до того, что Екатерина прислала ему подарок с намеком — большой кошелек, который прибыл к нему как раз на именины и, говорят, так на него подействовал, что он вскоре заболел и умер 11 декабря 1783 года.
Он был женат с 1736 года на богатой купеческой дочери Марфе Ивановне Сурминой скончавшейся от тифа в 26 лет и оставившей сиротами пятерых детей. Овдовев, Роман Воронцов не испытывал желания заниматься семейными делами и воспитанием детей. Двух старших дочерей императрица сделала фрейлинами и забрала во дворец, сыновья жили у старшего графа Воронцова-деда, младшую дочь Екатерину воспитывал вместе со своей единственной дочерью дядя Михаил Воронцов.
Мария Романовна (1737—1765) — фрейлина, была замужем с 1757 года за графом Петром Александровичем Бутурлиным (1731—1787). Их сын Дмитрий, был директором Эрмитажа; дочь Елизавета была замужем за сенатором А.И.Дивовым.
Елизавета Романовна (1739—1792) — фрейлина, фаворитка Петра III, была замужем за статским советником Александром Ивановичем Полянским (1721—1818).
Александр Романович (1741—1805) — государственный деятель екатерининского и александровского царствований.
Екатерина Романовна (1743—-1810) — участвовала в перевороте Екатерины II, приобрела громкую известность под именем княгини Дашковой.
Семён Романович (1744—1832) — граф, российский политический деятель и дипломат.
Романа Воронцова были также дети, родившиеся после того, как он овдовел, — от англичанки Елизаветы Брокет, получившие фамилию Ронцовы. Эти дети «пользовались особенною нежностью своего родителя, так что на них уходило его состояние».