В селе Воскресенье находится могила поэтессы Юлии Валерьяновны Жадовской, которая имела свой голос в среде одаренных писателей XIX столетия. Ее стихи украшали детские хрестоматии.
Нива, моя нива,
Нива золотая,
Зреешь ты на солнце,
Колос наливая.
Жизнь и творчество Ю.В. Жадовской (1824-1883г.г.) неотделимы от Ярославского и Костромского края. «Песней женской неволи» назвал поэзию Ю.В. Жадовской ее современник, критик А. Скобичевский. На ее стихи писали музыку Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов и другие. Почти вся грамотная Россия пела эти романсы. Наибольшей известностью пользовались: «Ты не скоро меня позабудешь…», «Я все еще его, безумная, люблю», «Сила звуков», «Я плачу». Чистый родничок поэзии Ю.В. Жадовской оказался неиссякаемым. На буйской земле чтут и помнят свою поэтессу.
Биография
Родилась 29 июня (11 июля) 1824 года в селе Субботине, Любимского уезда, Ярославской губернии в семье чиновника. Девочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца. А в 3 года она потеряла мать. Овдовевший отец отдал ее на воспитание в к бабушке Н. Л. Готовцевой. Для получения образования тринадцатилетнюю девочку отправили в Кострому к тетке А. И. Готовцевой-Корниловой. Через год она определила племянницу в пансион Прево-де-Люмен. Здесь девушка с увлечением занималась русским языком, литературой, но в целом преподавание ее не удовлетворяло, о чем она и сообщила отцу. Тот вызвал дочь в Ярославль, пригласил в качестве домашнего учителя молодого талантливого преподавателя ярославской гимназии Л. М. Перевлесского. Он был доволен успехами своей ученицы, особенно по сочинениям, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Среди них было и стихотворение «Лучший перл», которое позже высоко оценил Добролюбов. Молодые люди полюбили друг друга. Но когда они заявили о своем желании пожениться, грубый и деспотичный отец и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном рязанского дьячка. Он принял меры, чтобы Перевлесский был переведен в Москву, где впоследствии стал профессором Александровского (бывшего Царскосельского) лицея. А Юлия Валериановна, примирившаяся с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминаниями о большой и несчастной любви. Но ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагедия несостоявшейся любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины. Чтобы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, Юлия Валериановна взяла на воспитание сироту, двоюродную сестру А. Л. Готовцеву. Отец, узнав о таланте дочери, чтобы искупить вину перед ней, стал способствовать ее поэтическим занятиям, выписывать все, что появлялось тогда значительного в литературе, а потом повез в Москву, Петербург, где она познакомилась с Тургеневым, Вяземским, Аксаковым, Погодиным и другими известными писателями. Ее стихи стали печататься в «Москвитянине», «Русском Вестнике», «Библиотеке для чтения». В 1846 в Петербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читателями и критикой. Ее творчество приобретает гражданский, социальный характер. При ее активном участии в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят «Ярославские литературные сборники». В 1858 выходит второй сборник ее стихотворений, встреченный похвальными рецензиями Добролюбова и Писарева. Указывая на отдельные недостатки, Добролюбов отмечал наличие подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее стремление отразить в своих стихах тяжелую, полную лишений и страданий крестьянскую жизнь. Большое место в творчестве Жадовской занимает любовная лирика. Основными мотивами ее являются желание любви, разлука и ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни. «Я помню взгляд, мне не забыть тот взгляд», «Я все еще его, безумная, люблю», «В сердце стало грустно и уныло», «Боролась я долго с судьбою», — рассказывает поэтесса о своих чувствах. Многие стихи Жадовской были положены на музыку и стали популярными романсами («Ты скоро меня позабудешь» Глинки, «Я все еще его, безумная, люблю» Даргомыжского, «Я плачу», «Сила звуков»), а стихотворение «Я люблю смотреть в ясну ноченьку» стало народной песней. С той же задушевностью, искренностью описывала Жадовская картины северной природы, которую она самозабвенно любила. Ее радует наступающая весна («Скоро весна»), угрюмое осеннее небо навевает грустные размышления («Мне грустно»), тихий вечер напоминает о погибшем счастье («Вечер. . . Этот вечер чудный негой дышит»). Особое место в творчестве Жадовской занимают прозаические произведения («Простой случай», «В стороне от большого света», «Житье-бытье на Кореге», «Записки Гульпинской Авдотьи Степановны», «Неумышленное зло», «Ни тьма, ни свет», «Не принятая жертва», «Сила прошедшего», «Отрывки из дневника молодой женщины», «Женская история», «Отсталая»). Хотя проза ее была слабее поэзии и критики почти ничего о ней не писали, ее повести и романы пользовались большой популярностью среди читателей. В последние годы жизни Жадовская отошла от активной творческой деятельности. Когда у друга их семьи ярославского доктора К. И. Севена умерла жена, Жадовская пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом. Вскоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. Последние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии.
28 июля (9 августа) 1883 года Ю. В. Жадовская умерла. И хотя ее лира не достигла тех высот, на которые поднялась муза поэта труда и борьбы Некрасова, имя Жадовской и лучшие ее стихи сохраняются в памяти искренних любителей и ценителей поэзии.