Еще недавно поселок Вохма имел два названия: Вознесе¬нье — Вохма. Вознесенье — по престольному религиозному празднику, а Вохма — по ре¬ке. Первое название почти забы¬лось, второе осталось и сохра¬нилось за поселком до сегод¬няшнего дня. Интересно, что к слову Вохма народ часто добавляет «золотое дно». Вох¬ма — золотое дно! К чему бы это? Золота в наших краях не добывали, хотя и ходили слухи, что в верховьях реки Вохмы на ее притоках нахо¬дили золотоносный песок. Народная память это объясняет по-другому.
Когда-то давно в верховьях реки Вохмы, около села Тихон, был богатый мужской» мона¬стырь. Через Тихон шла тор¬говая дорога на Великий Ус¬тюг, которую называли Екате¬рининским трактом. Не ду¬маю, чтобы Екатерина II со¬биралась когда-либо проехать по этим местам. Скорее все¬го, дорога получила свое раз¬витие во время ее царствования, т. е. в XVIII веке.
События же, связанные с «золотым дном», были еще раньше. После окончательного закрепощения крестьян усили¬лось бегство крепостных от своих помещиков. Не только Дон спасал от крепостной не¬воли. Бежали и в дремучие леса на берега северных рек, отыскивая глухие места для поселений. Шайки беглых лю¬дей навещали и Вохомскую землю, а в одно время напали на монастырь и разграбили его. Очевидно, добыча была богатой. Грабители не поже¬лали скрыться и замести сле¬ды. Наоборот, они создали свой лагерь, в котором и жи¬ли некоторое время. Народ¬ная молва утверждает, что на этом месте потом выросла деревня Разбойница, которая существует и поныне. Навер¬ное, люди из поколения в по¬коление передавали, что в этом месте жили разбойники. Скорее всего, название дерев¬не дали не те, кто поселился здесь, а жители других дере¬вень. «Нового названия эта деревня так и не получила. А что же было с грабителями монастыря? По преданию, они сколотили плоты и поплы¬ли с награбленным золотом вниз по реке. Жители дере¬вень по реке Вохме решили задержать разбойников и ото¬брать у них золото и церков¬ную утварь: кресты, чаши и другие предметы церковного обихода, которые были или золотыми, или серебряными. Первая схватка была около деревни Застава Семеновского сельсовета. Здесь грабителей встретили и задержали: Воз¬можно, что заставские мужики уничтожили часть разбойников, а другая часть отбилась а продолжала путь по реке.
В селе Георгиевском, те¬перешнем Спасс, они подверг¬лись новому нападению, бо¬лее сильному, чем в Заставе. Разбойники бросили в реку часть награбленных богатств и, кидая золото, приговарива¬ли: «Будь ты, матушка Вохма, золотое дно!» Село Георгиевское получило новое название — Спасс. Разгромленная шайка скры¬лась в лесу около починка Бушуиха, а потом и совсем исчезла с вохомской земли. Гово¬рили, что около Бушуихи раз¬бойники тоже припрятали кое-что из награбленного, и рас¬сказы о кладах передавались из поколения в поколение.
Таково народное предание. Проверить его невозможно. Монастырь в Тихоне действи¬тельно был. Шайки разбойни¬ков в те времена были не редкость. Грабили они и церкви, и монастыри, и бога¬тых купцов. Край был глу¬хим, а леса непроходимыми. Скрыться в них было самым простым делом: Но я думаю, что в словах «Вохма — золо¬тое дно» заключен и другой смысл. Вохма славилась хоро¬шими урожаями, собирала много хлеба и вывозила его на продажу в Котельнич, Ве¬ликий Устюг, Вятку, Шабалино и соседнее Поназырево. Вохма давала много товарного льна, кож, мяса и масла. В представлении соседей она была золотым дном, так как эти слова со временем стали относиться не к одной реке, а ко всему вохомскому краю.
«Вохомская правда» А. Борисов