Основатель костромской школы фресковой живописи, иконописец. Никитин родился и умер в Костроме. Принимал участие в росписи церк. Воскресения на Дебре в Костроме (1651), Крестовоздвиженского собора в Романове-Борисоглебске (1650-е), Архангельского собора Московского Кремля (1660-1666), Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662). Он возглавлял артель костромских изографов в рос¬писи Успенского собора в Ростове (1670), Богоявленского собора в Костроме (1667 и 1672), церкви Ильи Пророка в Ярославле (1680-1682), Троицкого собора Ипатьевского монастыря (1685), Преображенского собора Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале (1689).
Кроме фресковой живопись Гурий Никитин работал над созданием икон Федоровской Богоматери для ярославской церкви Николы на Пенье (1669), 14 икон праздников «Зна-мение», «Казанская в чудесах» для ростовского Успенского собора (1671), «Седьмой вселенский собор» для царя Федора Алексеевича (1673), деисусы и праздники для церкви Спаса Неру¬котворного во дворце Московского Кремля (1676), «Воскресение» для Троицкого собора Ипатьевского монастыря (1682), «Вседержитель» Для Федоровской церк. в Ярославле (1686), «Вседержитель с предстоящими ангелом и Федором Стратилатом» для церкви Воскресения на Дебре в Костроме (1680-е), «Нерукотворный Спас» Для собора Игрицкого монастыря (1689). По указу царя Федора Алексеевича в 1678 г.
Гурий Никитин был зачислен в Посольский приказ для письма миниатюр к Евангелию в церкви Спаса. В том же году Симон Ушаков «с товарищами» выдвинул кандидатуру Г. Никитина на вакантное место жалованного царского иконописца. О Никитине было сказано: «Костромитянин Гурий Никитин мастерством своим против Никиты Павловца стоит».