Что главное для банка? Большинство людей ответит не задумываясь: конечно же, надёжность. Уверенность в сохранности своих денег – базовая потребность пользователя банковскими услугами. Но что обеспечивает надёжность банков, доверие со стороны клиентов?
Будущее за технологичностью
В нынешних условиях, когда крупнейшие российские банки оказались под жёсткими западными санкциями, ответ отнюдь не очевиден. Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА», которые публикует издание ПОЛИТ.РУ, доля по величине активов 15 ведущих российских банков (традиционно считающимися самыми надёжными) в прошедшем году впервые за десятилетие снизилась – с 85,9% до 84,6%. Через санкционные банки стало затруднительно или невозможно проводить международные расчеты, и некоторая часть клиентов переориентировалась на банки «второго эшелона», не подвергшихся санкциям.
Прогнозируется, что доля относительно небольших банков, обслуживающих, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса, будет расти и дальше, но одновременно вырастет и конкуренция в этом сегменте. И одним из ключевых факторов, позволяющим сохранить и укрепить позиции на рынке, будет технологичность.
Отечественная банковская система является достаточно продвинутой в финтех-сфере – согласно проведённому в 2020 году исследованию Deloitte, Россия вошла в первую десятку стран по уровню развития цифровых технологий. Эксперты изучили более 300 банков из 39 стран мира, и российские банки по 5 из 6 ключевых индексов цифровизации оказались выше среднемирового уровня.
Новые возможности
Председатель совета директоров АКБ «Держава» Ентц Сергей Леонидович отмечает необходимость приоритетного внимания к вопросам цифровизации банковских услуг, активного внедрения новых финтех-продуктов — особенно сейчас. Сергей Ентц считает, что это один из основных инструментов повышения качества банковского сервиса, степени удовлетворённости клиентов, эффективности операционной деятельности банка. С этим соглашаются и клиенты банка. К примеру, компания «Машпромлизинг», в качестве основного критерия выбора банка-партнёра назвала возможность использования дистанционного сервиса предоставления банковских гарантий, разработку которого еще в 2014 году инициировал в своем банке Сергей Леонидович Ентц из банка «Держава». Благодаря этой технологии «Держава» до сих пор удерживает ключевые позиции на рынке банковских гарантий, хотя сейчас (особенно в период пандемии) к этому бизнесу подключилось огромное число игроков.
Изменение условий внешнеэкономической деятельности служит стимулом к активизации сотрудничества с финансовыми организациями дружественных стран – тот же банк «Держава» в прошлом году открыл корсчета в банках-партнёрах из Китая, Армении и Узбекистана, что значительно упростило процесс осуществления сделок и повысило скорость взаиморасчетов в национальных валютах.
Благодаря высокому уровню развития финансовых технологий и гибким антикризисным стратегиям российская банковская система достойно держит санкционный удар, сохраняя доверие клиентов.