Социалистские и коммунистские учения не останутся без последствий и принесут вожделенный плод. М. А. ФОНВИЗИН Можно находить разные социальные теории утопическими, несбыточными, но основная идея социализма есть истина и грядущее этой идее принадлежит. М. А. ФОНВИЗИН Племянник русского писателя Дениса Ивановича Фонвизина, Михаил Александрович Фонвизин родился 20 (31) августа 1788 г. в деревне Марьино Бронницкого уезда Московской губернии (ныне Раменский район Московской области). Воспитывался он сначала дома, потом учился в немецком училище св. Петра в Петербурге и пансионе при Московском университете. Числился на службе с мая 1801 г., реально вступил в военную службу в Измайловский полк в декабре 1803 г. Через год получил первый офицерский чин — прапорщика. Выступив с полком в поход в августе 1805 г., принял боевое крещение в сражении под Аустерлицем (1805). Участвовал затем в русско-шведской войне 1808—09 гг., в Отечественной войне 1812 г.— в качестве адъютанта генерала А. П. Ермолова и заграничных походах русской армии 1813—14 гг. В Россию возвратился в чине полковника, командиром 37-го егерского полка. В 1820 г. произведен в генерал-майоры. Осенью 1816 г. М. А. Фонвизин вступил в первую организацию декабристов — «Союз спасения». С 1818 г. он — один из руководителей Московской управы декабристского «Союза благоденствия». Фонвизин был активным участником подготовки программы и устава Северного общества декабристов. После разгрома выступления декабристов на Сенатской площади М. А. Фонвизин был арестован (9 января 1826 г.) в своей подмосковной деревне Крюково и отправлен в Петербург, где заключен в Петропавловскую крепость. По приговору Верховного уголовного суда был осужден на 12 лет каторги и последующее поселение в Сибири. С февраля 1827 г. Фонвизин — в Читинском остроге. В августе 1830 г. вместе с другими декабристами-каторжниками переведен в Петровский завод. Вследствие сокращения срока каторги Фонвизин вышел в 1834 г. на поселение — жил, с прибывшей к нему еще в 1828 г. женой, в Енисейске (1834—36), Красноярске (1836—38) и Тобольске (1838—53). В Сибири Фонвизин написал ряд исторических, социально-политических и философских сочинений, чрезвычайно показательных для характеристики эволюции мировоззрения декабристов в условиях 30—50-х годов. Важнейшее место среди этих сочинений занимает записка «О коммунизме и социализме», над которой он работал в 1849—51 гг. Это произведение, несомненно, отразило громадное впечатление, которое произвели на Фонвизина события революции 1848—49 гг. во Франции и ряде других государств Западной Европы. 23 мая 1848 г. Фонвизин писал И. Д. Якушкину: «Что ты скажешь о чудесных событиях, совершившихся на Западе? Слышно (и это верно), что от них нервы российского самодержца до того раздражены, что он невольно обливается слезами, читая газеты или говоря о политических новостях. […] Теперь Россия ограждена, как Китай, непроницаемой стеной» (Фонвизин, т. 1, с. 310—311). Размышляя о контрреволюционных событиях, Фонвизин пишет в марте 1849 г.: «Западная Европа вступила теперь в период реакции — нельзя, однако, полагать, чтобы реакция имела целию восстановление монархического принципа; она скорее происходит от опасений среднего класса, то есть вообще владельцев, за свои имущества, которым угрожают пролетарии, эта бедственная язва всех европейских государств. Бог знает, чем все это кончится, но положение Франции так натянуто, так неестественно, что, кажется мне, социальный переворот неминуем. Дай бог, чтобы он совершился без пролития крови» (Фонвизин, т. 1, с. 314). В этой связи, опираясь на сравнительно немногочисленные известные ему источники (прежде всего статьи о социальном движении и социальных учениях на Западе, помещенные в лейпцигском обозрении «Die Gegenwart» (1848—52), Фонвизин предпринимает анализ идей современных ему социалистов-утопистов, выясняет их практическую роль, связь с социальными утопиями прошлого, в частности с идеями первоначального христианства. Рассуждения Фонвизина в статье «О коммунизме и социализме» отмечены сильной печатью религиозности, и его собственный положительный идеал может быть определен как разновидность христианского социализма. Однако высказанная в этой работе мысль о возможной роли сельской общины в грядущем социальном преобразовании России роднит позицию Фонвизина с позицией Герцена в период создания им концепции «русского социализма». В 1853 г. Михаил Александрович возвратился из Сибири: 27 лет тюрьмы, каторги и ссылки не сломили вольнолюбивых убеждений декабриста. Поселился Фонвизин в родном Марьине (где за ним был установлен надзор полиции). Здесь он и скончался 30 апреля (12 мая) 1854 г., здесь и похоронен. СОЧИНЕНИЯ Фонвизин М. А. Сочинения и письма. Иркутск, 1979—1982, т. 1—2 (в т. 1 статья: С. В. Житомирская, С. В. Мироненко. Декабрист Михаил Фонвизин; в т. 2: они же. От Союза благоденствия к «русскому социализму» (Идейный путь декабриста М. А. Фонвизина). ЛИТЕРАТУРА Замалеев А. Ф. М. А. Фонвизин. М., 1976. Мироненко С. В. Записка М. А. Фонвизина «О коммунизме и социализме».— В сб.: Памятники культуры. Новые открытия. 1976. М., 1977.
Главная Муниципальные образования Кологривский район Общая справка о Кологривском районе Фонвизин Михаил Александрович