Малость перефразировав единственную строчку песни небезызвестного строителя империй, о фильме «Чужой: Завет» тянет сказать только одно: «Все теперь творцы, ведь смену породив, мы здесь достигли смены парадигмы…»

Кадр из фильма «Чужой: Завет»
Кадр из фильма «Чужой: Завет»

Помнится, «Прометей» пытались оправдать карающим продюсерским перстом, зверски порезавшего режиссёрскую версию Ридли, в результате чего полотно превратилось в малообъяснимую сумятицу с блеклыми героями и множеством повисших в воздухе сюжетных нитей. Оправдывали, параллельно игнорируя непроходимую глупость, буквально сквозящую в поступках персонажей. Не обращали внимания на чрезмерно надутые пафосные щёки сценария, что так силился выказать собственную многослойность и незаурядность, но на поверку оставшийся осмеянным неудачником, обиженно утирающим сопливый нос и грозящимся отомстить. Ну, и… он сделал это.

Фильм «Чужой: Завет» 2017

Что произошло с зарубежными рецензентами, назвавшими «Завет» шагом вперёд по сравнению с «Прометеем»? (хотя… «here comes the money, money, money…»). Единственное изменение, коснувшееся «якобы не продолжения», — это многократно увеличившееся количество ксеноморфов на один квадратный метр плёнки, на сей раз сыплющихся на героев с неба (косвенно, но всё-таки), подобно одной из казней египетских. Всё остальное, отвратившее вас от повторного просмотра «Прометея» раз и навсегда, просто помножили на два. Нет желания расписывать сюжет, ибо цель у текста одна: также раз и навсегда отвратить вас от просмотра, но на сей раз «Завета».

Фильм «Чужой: Завет» 2017

Уверен, в одной из миллионов параллельных вселенных есть некая артхаусная, где «Завет» — это ходящие кругом другом за другом Бог, человек, андроид и ксеноморф. Время от времени они путаются в последовательности, беспомощно сталкиваются лбами, начинают хаотично мельтешить, подобно множеству шайб, одновременно пущенных по гладкому полю аэрохоккея. Всё это происходит под аккомпанемент симфонии Вагнера «Вход богов в Валгаллу», вкупе с цитированием Перси Биши Шелли. И ещё не факт, насколько бы подобная экранизация проигрывала той, что мы имеем.

Фильм «Чужой: Завет» 2017

Этот фильм невозможно было спасти, учитывая бэкграунд в виде «Прометея». Читай, это мертворождённое дитя. Фассбендер? Он просто тонет в калейдоскопе случайных лиц, призванных стать ошемётками мяса, разбросанными по окрестностям. Чужие? Их видовая разношёрстность, количество – всё сделано для галочки, мол, «хавайте, вы же этого просили». Даже Предалиен в «Реквиеме» вызывал больший интерес и был более сильной личностью по сравнению с нынешними машинами для убийств. Да и машинами ли? До этого ксеноморф был не менее самостоятельным героем, чем люди, теперь это текстурка, слюнявая, зубастая и дико СКУЧНАЯ. Помеха, не дающая героям поквитаться с главным антагонистом. Был ли Чужой, не было ли его – какая разница? Фильм-то уже не о нём, несмотря на название.

Кадр из фильма «Чужой: Завет»
Кадр из фильма «Чужой: Завет»

Ни андроиды, ни монстры нас не заинтересовали, тогда, может быть, люди? Могучие (во всех смыслах) герои, способные захватить наше внимание нелёгкой судьбой, острым умом, стальными мускулами. Персонажи, способные пожертвовать собой во имя других, как Горман и Васкес, сохраняющие хладнокровие и профессионализм, подобно капитану Далласу, поражающие силой характера, как Диллон и Клеменс.
Но… тоже мимо.

Кадр из фильма «Чужой: Завет»
Кадр из фильма «Чужой: Завет»

Какое нам дело до семейных пар, из которых на 60% состоит экипаж корабля, ведь здесь все отношения «муж-жена» – это наилучшая антиреклама института семьи. Чтобы вы понимали весь масштаб трагедии: попытками раскрыть, углубить героев просто дразнят зрителя. Не важно, кто это – новый капитан корабля, христианин, или же пилот, вынужденный зависнуть над бурей, рискующий не только своей жизнью, но жизнями тысяч колонистов. Возможно, мы полюбим новую бой-бабу, лелеящую мечту о домике в новом мире? Ну, или хотя бы нам будет симпатична парочка влюблённых, переживших смерть большей части своих товарищей и решивших пополнить состав команды натуральным путём. Ан нет, никуда дальше в спешке набросанных на сценарный лист тезисов НИ ОДИН герой не уходит.

film-chyuzhoj-5

Уже два фильма-франшизы подобно собственным героям встали в одну и ту же лужу крови, позорно распластавшись на ней, панически визжа и отстреливаясь, сея мрак и хаос. И всё бы ничего, но зная сюжет, мы помним, что подобные действия привели к взрыву всего корабля (франшизы?). В какой-то момент ты перестаёшь ощущать ярость, ведь она уступила место пустоте. «Завету» не помогут ни операторская работа с величественными видами лесов и озёр Новой Зеландии. Не спасут его и композиции Джеда Курзеля, старательно перезаписывающего на новый лад уже знакомые мотивы. Это даже не фильм ОДНОЙ сцены, таковой там (лично для меня) не нашлось. Да и с каких пор мы стали оценивать полотна по отдельным сценам, не глядя на их целостность и стройность? Нельзя сказать: страх берёт при взгляде на будущее кинематографа, ведь будущего, как такового, и вовсе разглядеть невозможно.

 Текст: Алексей Хробостов

Предыдущая статьяВ Костромском регионе появилась электронная экологическая карта
Следующая статьяКостромской нумизмат помог правоохранителям задержать фальшивомонетчиков