В современном виде сельский туризм в Европе появился в начале 1970-х гг. Для поддержания сельскохозяйственной отрасли многие европейские страны стали развивать сельский туризм как дополнительный источник доходов фермерских хозяйств. Одной из таких стран является Федеративная Республика Германия.
В Германии понятие агротуризма, также сельского туризма, обозначает туристическую отрасль с предложениями проведения свободного времени или отпуска в деревенской – сельской обстановке.
Агротуризм (Ländlicher Tourismus) это туристическое предложение в сельском регионе, которое охватывает пребывания с получением впечатлений на или возле аграрного предприятия, преимущественно организуется фермерами и позволяет сельскому хозяйству получать дополнительный доход. Основная мысль – это близость к принимающей семье, которая лично контактирует с туристом и знакомит его с буднями сельской жизни.
В Австрии, Швейцарии, Южном Тироле и баварском альпийском регионе туризм центральный экономический фактор сельских областей и традиционно включен в аграрный контекст. Для крестьянина это прямая возможность дополнительного заработка, который можно реализовать в ограниченных домашних условиях без больших инвестиций. Выгодно это, потому что типичный двор среднеевропейского региона был предназначен наряду с семьей также для нескольких слуг, и поэтому пространственное устройство благоприятно для размещения туристов. Между тем отрасль охватывает собственный туристический профиль.
«Сельский отпуск» в Германии относиться все больше к комбинации из активного отдыха, отдыха на природе, сельской культуры, также как оздоровительный отдых в сельском контексте. Сельский туризм не предлагается только первоначально крестьянскими предприятиями, а предлагается в туристических регионах с широким слоем населения, все больше пришедших со стороны профессиональных продавцов гостиничного дела.
Сельские хозяйства и крестьянские усадьбы формируются в региональные объединения, целью которых является централизованный маркетинг, реклама участников объединения, также они осуществляют контроль качества предложения среди участников, оказывают информационную поддержку. Развитие сельского туризма в Германии осуществляется и на государственном уровне.
Министерства федеративных земель германии создают отдельные подразделения занимающиеся проблемами сельского туризма, проекты, концепции развития, финансирования сельского туризма, разрабатывают требования к качеству, классификации предложений.
Отпуск в крестьянской усадьбе и сельский отпуск в Германии подразделяют на различные категории соответственно предложению или направленность сельскохозяйственной отрасли производства: отпуск на крестьянской усадьбе, на конном дворе, на дворе винодела, на рыбачьем дворе, на «фруктовом» дворе, отдых в деревенском домике и т.п.
Туристам, в качестве помощи для ориентации Федеральное объединение предпринимателей для отдыха в крестьянской усадьбе и сельском туризме в Германии (BAG) разработало 7 различных знаков качества или высококачественных наград, которые предоставляются посредством твердо определенных критериев оценки: признанный отдых на крестьянской усадьбе, признанный отдых на конном дворе, признанный отдых на дворе винодела, признанный отдых на рыбачьем дворе, признанный отдых на «фруктовом» дворе, признанный отдых «деревенский домик», признанный сельский отдых.
Сельские регионы могут подразделяться согласно структуре региона и структуре поселения на 3 региональные категории: 1) регионы в сфере влияния густонаселенных районов; 2) регионы с эффективной центрально-местной структурой; 3) экономически неразвитые регионы Для сельского региона могут быть так же типичны такие признаки, как: отдаленность, низкая плотность населения и незначительные средние доходы, близкое к центрам положение, привлекательные жилое расположение, новые экономические сети и области туризма. Сельский регион вместе с тем ни в коем случае – это не гомогенная категория помещения. Глобализация, социальная, экономическая технологическая и экологическая перемена вызывает в сельских регионах множество проблем и разных изменений.
К примеру, общественно и экономически процветающие сельские регионы противостоят, прежде всего, функциональной потерей, социальной эрозии и миграции. Даже если в экономической структуре сельских регионов Германии уже давно не преобладают лесное хозяйство, а также виноградарство и садоводство, то все же они имеют все еще весомую роль. Тысячелетиями ландшафт культивировался и изменялся людьми. Сельскохозяйственная экономика, лесная экономика и рыболовная экономика, как основные пользователи площадей в сельских регионах, несут основную ответственность для сохранения культурного ландшафта и биологического разнообразия. Фермеры и лесоводы используют природные условия, культурный ландшафт, поэтому они заботятся об их сохранение. Так называемый Агробизнес в Германии стоит из более чем 4 млн рабочих мест. И при этом эти рабочие места в сельском регионе тесно связанны с жизнью местного населения.
Однако, при высоких и требованиях к качеству, питанию, а также экологическим требованиям, с одной стороны, и экономических, производственных требованиях и все более жесткой международной конкуренции, с другой стороны, для многих сельских и лесоэкономических предприятий Германии становится труднее держаться на рынке. Важным источником дохода для сельского хозяйства в определенной мере может быть, производство возобновляемых видов сырья для тематического и энергетического применения.
Автор Балабанова Анна Олеговна