Главная Храмы, церкви и монастыри в Костроме Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Троицкий собор Ипатьевского монастыря

Традиционная схема, планировки монастырских ан­самблей отводила место в центре главному соборному зда­нию, с которым композиционно увязывались все остальные здания.

Троицкий собор Кострома, Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Ипатьевский монастырь Кострома

Не сохранилось, никаких данных и даже описаний о первоначальном, деревянном Троицком соборе Ипатьевсокго монастыря. Сооружение каменного здания, относится, к середи­не XVI века (1558 год). Письменные источники свиде­тельствуют, что в конце XVI века собор по заказу Году­новых был расписан фресками. Одновременно были проведены некоторые строительные работы. В расходных монастырских книгах за 1595-1596 годы; имеется запись: «…церковь соборная Троицкая и паперти, достраиваны и внутри церкви: стенное письмо писано…». Это первона­чальное каменное здание собора разрушилось 29 января 1649 года от взрыва пороха, хранившегося в подклетях, и восстановлено в 1652 году по разрешению царя Алек­сея Михайловича. Можно предполагать, что при сооружении нового собора были использованы сохранившиеся при взрыве части старого, здания.

Композиция сооружения типична для соборных зданий середины XVII века. Кубический объем храма, увен­чанный пятиглавием на высоких барабанах, с трех сторон окружен крытой галереей, с высоким крыльцом с северной стороны. Все здание поднято на подклет.

Эта композиция сложилась в XVII веке и была про­диктована требованиями, жизни того времени и климатическими условиями. В высоких подклетах хранились, раз­личные. товары и ценности. Крытые галереи, обставленные по стенам скамьями, служили местом входа, где прихожане, собравшись задолго до богослужения, могли обсуждать различные дела и события или просто переждать ненастье.

Троицкий собор Кострома, Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Ипатьевский монастырь Кострома

Внешний декор четверика немногословен. Он сводится к трехчастному членению стен лопатками. Членения соответствуют контурам закомар сводчатого перекрытия собора. Верхняя часть стены с закомарами отделена не­большим карнизом. Исключение составляет северная стена четверика, выходящая на соборную площадь. Здесь лопатки сохранены только по углам, а вместо средних лопаток поле стены богато украшено мелкой аркатурой с килевидными очертаниями. Обогащен и декор стены се­верной галереи, где профилированные ширинки пропущены до цоколя в вертикальных пилястрах, в то время как на южном и западном фасадах они даны только в верх­ней части галерея. Мотив мелкой аркатуры использован в декоре барабанов глав. Особенно нарядно оформление барабана большой центральной главы, где аркатура имеет, два яруса, а карниз усложнен дополнительными профи­лями. Восточный фасад собора имеет гладкие стены ал­тарных апсид, прорезанных узкими окнами в глубоких нишах, и по своей простоте близок к XVI веку. Венча­ющий карниз апсид с мелким поребриком, сухариками и арочками еще более подчеркивает суровую монументаль­ность стен.

С южной стороны четверика устроен придел в честь святого Михаила Малеина, считавшегося покровителем Миха­ила Романова. Придел, увенчай маленькой главкой.

В высоких подклетах собора, кроме кладовых, устрое­ны усыпальницы. В подклети западной галереи усыпаль­ница рода Годуновых. В числе похороненных здесь нахо­дятся отец и мать Бориса Годунова. В подклети южной, галереи, под приделом Михаила Малеина, в XVIII веке была устроена, усыпальница высшего духовенства. Подклети собора представляют интерес своим архитектурным, и конструктивным решением. Мощные своды и столбы несут всю массу здания.

Здание собора имеет один вход с северной стороны. Из светлого с низкими сводами помещения галереи в четверик ведут перспективные порталы, украшенные резьбой по белому камню. Двери порталов из листовой меди с рисунками, выполненными техникой «золотой наводки», сохранились от первоначального убранства XVI века. По документам известно, что это вклад Д.И. Годунова. Похожие двери имеются в московских Успенском и Благо­вещенском соборах. Интересно, что среди персонажей, изображенных на дверях, встречаются греческие писатели и философы — Платон, Менандр, Демокрит и даже бог Аполлон.

Троицкий собор Кострома, Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Ипатьевский монастырь Кострома

Внутри высокий объем собора, массивные столбы, поддерживающие своды с системой разгрузочных арок и распалубок, лишены каких бы то ни было архитектурных украшений.

Помещение освещено в верхней части. Свет надает из окон четверика, расположенных высоко над полом, и из окон барабанов глав. Это делает собор как бы еще выше. Монументальность здания, тектоника конструкций и яркий ковер стенописи, покрывающий сплошь все стены и своды внутри собора, производят необычайно сильное впечатление.

Артель костромских живописцев, работавшая с 1660 по 1690 год: под руководством известного изографа Гурия Никитина, пользовалась большой популярностью и привлекалась к созданию многих памятников монументальной живописи и в том числе росписи в Москве в Архангельском соборе Кремля и церкви Грегория Неокесарийского, Данилова монастыря в Переславле Залесском, Успенского собора в Ростове, церкви Ильи Пророка в Ярославле.

В 1685 году Гурий Никитин «с товарищи» (всего 19 человек) расписывал Троицкий собор Ипатьевского мона­стыря. Можно смело сказать, что стенопись Троицкого собо­ра — одно из лучших творений этих мастеров. Росписи необычайно красочны, пронизаны оптимизмом и пора­жают свободной и своеобразной трактовкой религиозных сюжетов.

Изменив традиционные композиции, художники вве­ли дополнительные персонажи, бытовые детали, пейзаж и архитектуру, и религиозные сцены приобрели реалисти­ческий и вполне светский характер. Стены собора расчленены горизонтально на пять ярусов, которые в свою очередь разделены по вертикали на от­дельные композиции удачно вписанными архитектурны­ми элементами.

Троицкий собор Кострома, Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Ипатьевский монастырь Кострома

Нижний ярус на высоту человеческого роста расписан орнаментом, заканчивающимся фризом с надписью о соз­дании росписей. В этом же ярусе на северной стене имеется клеймо где перечислены имена, всех 19 живописцев, которые расписы­вали храм.

Второй ярус посвящается теме «деяния апостолов». В третьем и четвертом даны сцены «земной жизни» Христа. В пятом ярусе изображены сюжеты на тему «деяний» ветхозаветной Троицы, а на сводах — евангельские празд­ники. В барабанах и куполах изображается новозаветная Троица, богоматерь, архангелы, пророки и апостолы.

На столбах среди фигур различных святых есть изоб­ражения и русских князей и царей, в том числе Михаила Романова, венчавшегося на царство в Троицком соборе. В южной части алтаря имеется композиция, где изображе­но крещение мурзы Чета святым Ипатием.

Наряду со сложными по сюжету, сравнительно неболь­шими но размеру многофигурными композициями, полны­ми движения, насыщенными чисто, жанровым содержани­ем и детализацией, в стенописи Троицкого собора встречаются и поражающие своей монументальностью и внут­ренней экспрессией образы. К их числу относятся, фигуры архангелов в центральном барабане. Изыскам и лиричен образ богоматери в композиции «Благовещенье».

Троицкий собор Кострома, Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Ипатьевский монастырь Кострома

В галерее собора к первоначальной древней росписи относятся только композиции на западной стене четверика, входящей в галерею, и в распалубках свода над ним. Композиция к северу от портала изображает «страшный суд», наказания за все грехи человеческие. К югу от входа показано «Видение Иоанна Лествичника». Над входом фигуры двух ангелов: один записывающий имена входящих в храм, другой — с мечом, предостерегающе поднятым над головой.

Все остальные стены галереи, и своды, были, расписа­ны в 1912-1913 годах при реставрационных работах, производившихся к трехсотлетию дома Романовых.

Иконостас Троицкого собора — интересный образец искусства резьбы XVIII века. Он установлен в 1756-1758 годах и выполнен  артелью костромских резчиков во главе с Петром Золотаревым и Макаром Быковым. Резьба отличается большим мастерством. Особенно искусно выре­заны колонны, ствол которых представляет собой перепле­тение виноградных лоз и гроздьев. Иконы в соборе также ценны, как и произведения искусства древней станковой живописи. Кованые подсвечники в виде кронштейнов над первым ярусом иконостаса свидетельствуют о мастерстве костромских кузнецов XVIII века.

Ипатьевский монастырь с высоты

За время своего существования Троицкий собор неод­нократно ремонтировался. Несколько раз переделывались главы собора, перекрывались кровли. В 1709 году после большого наводнения в стенах и сводах собора образовались трещины и были порваны ме­таллические связи. Сильный ураган 1835 года снес, покрытие глав собора. Перестраивалась ризница, размещавшаяся в юго-запад­ном углу. В 1863 году она была соединена с зимней церковью Рождества богородицы.

Троицкий собор является главным культовым зданием на территории Ипатьевского монастыря.

Месторасположение:

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1
Телефон: (4942) 31‒25‒89
Режим работы: с 9.00 до 17.00, зимний период с 9.00 до 18.00
Официальный сайт: www.ipatievsky.ru

Троицкий собор Ипатьевского монастыря на карте Костромы

Другие церквей и монастыри Костромы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here