Главная Фрески, иконы и частицы мощей в Церкви Воскресенья на Дебре

Фрески, иконы и частицы мощей в Церкви Воскресенья на Дебре

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреНачиная рассказ о свя­тынях храма Воскресе­ния Христова на Дебре, нельзя не напомнить еще раз, что в нем более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Бого- явленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного обра­за, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он оде1 богатым окладом, инкрустированным эмаля­ми тонкой работы.

Древней святыней можно считать и центральный иконостас, так как, хоть он и был заменен в 1852 году, но в нем сохранились некоторые образа из иконостаса XVII столетия.

Перед иконостасом, слева от Цар­ских врат, в специальном ковчеге хранятся частицы мощей шести Кие­во-Печерских святых: преподобного Илии Муромца, преподобного Про­хора Лебедника, преподобного Да­миана Целебника, святителя Нифонта Новгородского, преподобного Марка Пещерника и преподобного Спиридо­на Просфорника. Над ковчегом поме­щена большая икона этих святых.

«Приплыв Волгою НАБАБАЙКАХ…»

Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святи­теля Николая Мирликийского, назы­ваемой «Николо-Бабаевской», с во­семью клеймами.

Первообраз связан с Николо-Бабаевским монастырем, который рас­полагается на Волге, неподалеку от нынешней границы Ярославской и Костромской областей.

Чудесное явление иконы произо­шло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотвор­ная святого Николы, — повествует оно, — приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при спла­ве леса. — Ред.), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дуб­раву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреВпрочем, иногда утверждается, что Николо-Бабаевский монастырь основали в начале XVI века ино­ки подмосковной Николо-Угрешской обители. В костромской пис­цовой книге монастырь впервые упоминается под 1628 годом — как существующий «из давних лет». Чу­десно обретенный образ святителя Николая почитался далеко за преде­лами монастырской округи — зимой его торжественно переносили в Яро­славль и Кострому, где он оставался по три-четыре месяца. Увы, после ре­волюции его следы затерялись.

Были в Бабаевском монастыре и известные насельники. Один из них — известный монах-прорицатель Авель (Васильев), предсказавший даты и причины смерти Екатерины II, Павла I, Александра II и Николая II, а также восстание декабристов, осво­бождение крестьян и революцию 1917 года. Другой — святитель Игна­тий (Брянчанинов), пожелавший уда­литься в эту обитель с епископской кафедры и настоятельствовавший в ней с 1861 по 1867 год. Здесь святи­теля погребли, здесь его мощи были обретены в 1988 году и перенесены в Толгский монастырь.

 К слову, точный список XIX века с чудотворной Толгской иконы Божией Матери тоже имеется в храме Воскресения на Дебре.

Древние Фрески церкви Воскресения на Дебре

Наконец, следует особо остано­виться на росписях Воскресенского собора.

Крупнейшим произведением древнерусского искусства являются фрески Трехсвятительского придела, выполненные артелью Гурия Ники­тина и Силы Савина. Они иллюст­рируют жития святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Ва­силия Великого, во имя которых этот придел был освящен, а также деяния и мученическую смерть апостолов.

Росписи галерей выполнены сра­зу после постройки и освящения Воскресенского храма. Они распа­даются на два больших цикла: «Ис­тория мироздания» от первых дней творения до спасения Ноя во время всемирного потопа (двадцать две композиции) — в южной галерее; и «Апокалипсис» (пять композиций) — в западной галерее. В северной гале­рее первоначальная роспись (скорее всего, это было «Видение Страшного суда», продолжающее тему Апока­липсиса) не сохранилась. При этом оригинальные фрески мы находим лишь на внешних, «глядящих» на галереи, стенах четверика и в рас­палубках сводов южной и западной галерей.

По бокам западного и южного порталов в киотах размещены пять икон-фресок того же времени: икона Божией Матери «Знамение», «Спас Недреманное Око», «Господь Все­держитель», «София Премудрость Божия» и «Ангел силы и Иоанн Богослов».

Масляная живопись сводов и про­стенков окон к творчеству изографов XVII столетия никакого отношения не имеет — она появилась в начале 1870-х годов, и ее художественная ценность гораздо ниже.

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреПо мнению А. В. Кильдышева, ав­тора единственного серьезного ис­следования, посвященного фрескам галерей, в работе над ними участво­вали три-четыре мастера под руко­водством одного из лучших русских иконников XVII столетия Василия Ильина Запокровского, который и разработал грандиозную программу росписей, а также «знаменил» (то есть наносил контуры композиций) и полностью выполнял самые важные фрагменты.

«В церкви Воскресения на Дебре, — пишет ученый, — первый мастер (то есть Василий Запокровский. — Ред.), вероятно, полностью выполнил ком­позиции, размещенные в западной галерее храма слева от портала („Ви­дение Сидящего на престоле», „Виде­ние жены, облеченной в солнце», „За­точение сатаны»), а также принимал непосредственное, активное участие в создании сцен, расположенных справа от западного портала. Он же написал фигуры „Ангела со свитком» и „Господа Вседержителя»».

«Господь Вседержитель» является самой крупной, то есть в некотором роде «смыслообразующей», иконой среди пяти икон-фресок в киотах и находится справа от западного, цен­трального, портала храма. Это про­изведение демонстрирует лучшие черты творческой манеры талантли­вого мастера фресковой живописи: точность линии и чувство линейного ритма, сдержанность колорита, осо­бое пристрастие к охре, умение гово­рить языком возвышенным, но до­ступным. Последнее, заметим, было очень важно, ведь церковная живо­пись в те времена оставалась чуть ли не единственной возможностью для прихожан близко познакомиться со Священным Писанием.

Подробнее о Церкви Воскресения на Дебре