Деревянная Воскресенская церковь на Дебре
Первое летописное свидетельство о Костроме относится к 1213 году, когда город, находившийся тогда на правом берегу Волги, оказался сожжен в ходе княжеских междоусобиц. Повторно Кострома была разорена при Батыевом нашествии в конце 1230-х годов. Великий князь Владимирский и Киевский Ярослав Всеволодович — тот самый, что первым среди русских князей получил ярлык на княжение в Орде и сделал окончательный выбор из двух русских столиц в пользу Владимира, — в 1240-х годах заново отстроил Кострому, перенесши ее на левый берег Волги. В 1246 году он учредил Костромское удельное княжество, посадив в Костроме своего младшего сына Василия (родного брата, к слову, Александра Невского), которому едва исполнилось пять лет.
Василий Ярославич полюбил «подаренный» ему город. В 1272 году он по старшинству занял владимирский великокняжеский престол, но во Владимир переезжать не захотел, оставшись в милой его сердцу Костроме. Таким образом, на следующие четыре года (Василий Ярославич умер в 1276 году) Кострома де-факто превратилась в столицу Руси.
Князь Василий страстно увлекался охотой и чаще всего ходил на зверя в густых лесах, росших там, где ныне стоит церковь Воскресения Христова на Дебре, — кстати, сам топоним «Дебря» и напоминает нам о том, что здесь некогда шумела непроходимая чаща. В конце концов, дабы не устраивать всякий раз торжественные походы со сворами собак, он переселил сюда псарей, одновременно построив для них деревянную Воскресенскую церковь. Скорее всего, впоследствии она не однажды приходила в ветхость, и ее заново отстраивали. Разумеется, в дереве — до XVIII столетия Кострома вообще оставалась городом по преимуществу деревянным, оттого и страдала часто от страшных пожаров.
Постепенно посад, распространявшийся от Костромского кремля, добрался и до Дебри — известно, что в начале XVII века в этих местах жили кожевники. По-прежнему стоял тут и православный храм. «Костромские переписные книги за 1628— 1630 гг.» донесли до нас следующие сведения: «На Нижней Дебре… церковь древяна, верх шатровой, Воскресенье Христово, да вверху придел Христовы мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древяна клецки Косьмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страстотерпца, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье мирское приходных людей…»
Каменная Воскресенская церковь на Дебре. Английское золото
Даты строительства каменной Воскресенской церкви на Дебре в разных источниках разнятся. Обычно пишут — «до 1652 года». Это весьма туманное «до» можно более или менее уточнить. За нижнюю границу временного интервала, когда мог возводиться храм Воскресения Христова, мы возьмем 1630 год — приведенная нами выше цитата из «Переписных книг» не позволяет опустить ее ниже. Верхняя граница тоже определяется без труда. В дореволюционной описи церкви упоминается серебряный крест с надписью: «Лета 7153 (1645)… положен сей крест по рабе Божие Кирилле в дом боголепнаго Воскресения Христова». Таким образом, получается, что Воскресенская церковь на Дебре строилась между 1630 и 1645 годами.
Названный в этой посвятительной надписи Кирилл Григорьевич Исаков («бобыл лутчей человек Ки- рилко Григорьев сын Исаков») сыграл ключевую роль в истории строительства храма. Он происходил из известного московского купеческого рода Морозовых; в документах 1627 года значится как член Гостиной сотни — привилегированного купеческого сословия; в 1632 году перебрался в Кострому, где завел крупную торговлю кожами.
Популярная легенда рассказывает, что однажды Исаков заказал в Англии несколько бочек краски, а получив их, был несказанно удивлен тем, что одна из этих бочек оказалась доверху наполнена золотом. Благочестивый купец решил не искушать судьбу и назначил золото на богоугодное дело — строительство каменного храма на Дебре. До окончания работ Исаков не дожил — его похоронили в подклете новой церкви, еще не освященной.
Посвящение храма осталось прежним (как и у его деревянных предшественников); кроме того, было устроено два придела: с севера — во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; в диаконнике (южной части алтаря) — во имя великомученицы Екатерины. Посвящения приделов, очевидно, совершались во исполнение воли заказчика: отца Кирилла Исакова звали Григорием, а мать — Екатериной.
Новый каменный храм был освящен в 1650—1652 годах, причем сначала — только Трехсвятительский придел. На алтарной стороне его иконостаса сохранилась надпись: «Лета 7158 (1650) июня в 12 день освящена бысть сия церковь Трех святителей… по душе Кирилла Исакова в вечную память». Спустя два года освятили и всю церковь, о чем извещает надпись в клейме на восточной стороне юго- западного столпа: «Создана бысть сия церковь во имя трехдневнаго Воскресения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в лето 7160 (1652)… радением всего чина веро- держителей, Кирилла Григорьева сына Исакова и Воскресенских прихожан христолюбивых людей, а освящена бысть церковь сия 7160-го года октября 12-го дня».
Подробнее о Церкви Воскресения на Дебре
- Общая информация о Церковь Воскресения Христова на Дебре
- История возникновения Церкви Воскресения на Дебре
- Жизнь Церкви Воскресения на Дебре
- Как спасали храм
- Фрески, иконы и частицы мощей в Церкви Воскресения на Дебре
- Облик Церкви Воскресения на Дебре снаружи
- Облик Церкви Воскресенья на Дебре внутри
- Структура храма Воскресения на Дебре
- Знаменская церковь
- Под защитой апостола Иоанна
- В память о гробе Господнем