Главная История возникновения Церкви Воскресения на Дебре

История возникновения Церкви Воскресения на Дебре

Деревянная Воскресенская церковь на Дебре

 Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреПервое летописное сви­детельство о Костроме относится к 1213 году, ко­гда город, находившийся тогда на правом берегу Волги, оказался сожжен в ходе княжеских междоусобиц. По­вторно Кострома была разорена при Батыевом нашествии в конце 1230-х годов. Великий князь Владимирский и Киевский Ярослав Всеволодович — тот самый, что первым среди русских князей получил ярлык на княжение в Орде и сделал окончательный выбор из двух русских столиц в пользу Вла­димира, — в 1240-х годах заново от­строил Кострому, перенесши ее на ле­вый берег Волги. В 1246 году он учре­дил Костромское удельное княжество, посадив в Костроме своего младшего сына Василия (родного брата, к слову, Александра Невского), которому едва исполнилось пять лет.

Василий Ярославич полюбил «по­даренный» ему город. В 1272 году он по старшинству занял владимир­ский великокняжеский престол, но во Владимир переезжать не захотел, оставшись в милой его сердцу Кост­роме. Таким образом, на следующие четыре года (Василий Ярославич умер в 1276 году) Кострома де-факто превратилась в столицу Руси.

Князь Василий страстно увле­кался охотой и чаще всего ходил на зверя в густых лесах, росших там, где ныне стоит церковь Воскресе­ния Христова на Дебре, — кстати, сам топоним «Дебря» и напоминает нам о том, что здесь некогда шумела непроходимая чаща. В конце кон­цов, дабы не устраивать всякий раз торжественные походы со сворами собак, он переселил сюда псарей, одновременно построив для них де­ревянную Воскресенскую церковь. Скорее всего, впоследствии она не однажды приходила в ветхость, и ее заново отстраивали. Разумеется, в дереве — до XVIII столетия Кост­рома вообще оставалась городом по преимуществу деревянным, оттого и страдала часто от страшных пожаров.

Постепенно посад, распростра­нявшийся от Костромского крем­ля, добрался и до Дебри — известно, что в начале XVII века в этих местах жили кожевники. По-прежнему сто­ял тут и православный храм. «Кост­ромские переписные книги за 1628— 1630 гг.» донесли до нас следующие сведения: «На Нижней Дебре… цер­ковь древяна, верх шатровой, Вос­кресенье Христово, да вверху придел Христовы мученицы Екатерины, да церковь другая с трапезою древяна клецки Косьмы и Демьяна, да придел Христова мученика Георгия страсто­терпца, а в церквах образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице ко­локола и всякое церковное строенье мирское приходных людей…»

Каменная Воскресенская церковь на Дебре. Английское золото

Даты строительства каменной Вос­кресенской церкви на Дебре в разных источниках разнятся. Обычно пи­шут — «до 1652 года». Это весьма ту­манное «до» можно более или менее уточнить. За нижнюю границу вре­менного интервала, когда мог возво­диться храм Воскресения Христова, мы возьмем 1630 год — приведенная нами выше цитата из «Переписных книг» не позволяет опустить ее ниже. Верхняя граница тоже определяется без труда. В дореволюционной опи­си церкви упоминается серебряный крест с надписью: «Лета 7153 (1645)… положен сей крест по рабе Божие Кирилле в дом боголепнаго Воскре­сения Христова». Таким образом, получается, что Воскресенская цер­ковь на Дебре строилась между 1630 и 1645 годами.

Названный в этой посвятитель­ной надписи Кирилл Григорьевич Исаков («бобыл лутчей человек Ки- рилко Григорьев сын Исаков») сыг­рал ключевую роль в истории строи­тельства храма. Он происходил из известного московского купеческо­го рода Морозовых; в документах 1627 года значится как член Гости­ной сотни — привилегированного купеческого сословия; в 1632 году перебрался в Кострому, где завел крупную торговлю кожами.

Популярная легенда рассказы­вает, что однажды Исаков заказал в Англии несколько бочек краски, а получив их, был несказанно удив­лен тем, что одна из этих бочек ока­залась доверху наполнена золотом. Благочестивый купец решил не ис­кушать судьбу и назначил золото на богоугодное дело — строительство каменного храма на Дебре. До окон­чания работ Исаков не дожил — его похоронили в подклете новой цер­кви, еще не освященной.

 Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреПосвящение храма осталось прежним (как и у его деревянных предшественников); кроме того, было устроено два придела: с севе­ра — во имя святителей Василия Ве­ликого, Григория Богослова и Иоан­на Златоуста; в диаконнике (южной части алтаря) — во имя великому­ченицы Екатерины. Посвящения приделов, очевидно, совершались во исполнение воли заказчика: отца Кирилла Исакова звали Григорием, а мать — Екатериной.

Новый каменный храм был освя­щен в 1650—1652 годах, причем сна­чала — только Трехсвятительский придел. На алтарной стороне его ико­ностаса сохранилась надпись: «Лета 7158 (1650) июня в 12 день освящена бысть сия церковь Трех святителей… по душе Кирилла Исакова в вечную память». Спустя два года освятили и всю церковь, о чем извещает надпись в клейме на восточной стороне юго- западного столпа: «Создана бысть сия церковь во имя трехдневнаго Воскресения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа в лето 7160 (1652)… радением всего чина веро- держителей, Кирилла Григорьева сына Исакова и Воскресенских при­хожан христолюбивых людей, а освя­щена бысть церковь сия 7160-го года октября 12-го дня».

Подробнее о Церкви Воскресения на Дебре