Главная Под защитой апостола Иоанна

Под защитой апостола Иоанна

Кострома церкви, Кострома церкви и храмы, Кострома храмы, Храмы Костромы, Часовни Кострома, Церковь на Дебре Кострома, Церковь Воскресения на Дебре Кострома, Церковь Воскресения Христова на ДебреВладыка Никодим (Руснак), которому храм Воскресения Христова на Дебре обязан своим спасением в начале 1960-х годов, прожил долгую-долгую жизнь. Мальчик из беднейшей крестьянской семьи стал одним из самых уважаемых православных иерархов, временами принимавшим поистине судьбоносные для Церкви решения.

Владыка Никодим (Рус­нак) появился на свет в глухом буковинском селе 18 апреля 1921 года и при крещении был наре­чен Николаем. Буковина тогда — после распада Австро-Вен­грии — входила в состав Румынии.

Семья Руснаков не знала достатка, и Коле с малых лет пришлось зани­маться тяжелым крестьянским тру­дом. Он был ревностным прихожа­нином православного храма, любил слушать рассказы об Афоне богатого соседа по селу, дважды совершившего паломничество на Святую Гору. В сем­надцатилетнем возрасте Николай ре­шил посвятить свою жизнь Богу и по­ступил послушником в находившийся неподалеку Свято-Иоанно-Богослов- ский Крещатицкий монастырь.

Эта небольшая обитель с течени­ем времени стала настоящей кузни­цей архиереев Русской Православной Церкви. Помимо владыки Никодима, ней приняли монашеский постриг архиепископ Омский и Тюменский Мефодий (Мензак) и митрополит Черниговский и Нежинский Анто­ний (Вакарик).

В 1940 году Буковина была присо­единена к советской Украине, позже смертоносный вал войны дважды прокатывался по этим местам: сна­чала — на восток, потом — обратно, на запад. В 1945 году послушник Ни­колай был пострижен в монашество с именем Никодим. Как рассказы­вал владыка, перед постригом он, не имея духовного руководителя, припал к образу Иоанна Богослова, попросил любимого Христова уче­ника быть его духовником и с тех пор в трудные минуты жизни всегда по­лучал помощь от апостола Иоанна.

С 1950 по 1955 год отец Никодим настоятельствовал в Крещатицком монастыре, а потом уехал в Моск­ву — учиться в семинарии.

Вокруг света

Во время учебы отец Никодим слу­жил в Скорбященском храме на Большой Ордынке. Его усердие было замечено, и в 1958 году молодого иеромонаха назначили заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, обязанности которого в то время исполнял будущий ми­трополит Никодим (Ротов) — одна из самых значительных фигур в Русской Церкви в 1960-е годы. Совместное служение и ежедневное общение с от­цом Никодимом (Ротовым) наш ге­рой считал своей второй Академией.

В августе 1961 года отца Никоди­ма (Руснака) рукоположили во епи­скопа Костромского и Галичского. Епископскую хиротонию совершал вместе с Патриархом Алексием I, помимо прочих архиереев, и архи­епископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). Он тогда прилагал огромные усилия к омоложению ар­хиерейского состава Церкви, чему власти постоянно ставили препоны.

На костромской земле владыка Никодим провел три года, оставив о себе самую добрую память — как, впрочем, и в других местах своего служения. Это было время хрущев­ских гонений на Церковь, и молодой епископ вел себя осмотрительно, дипломатично, но, когда требовалось, твердо стоял на страже интересов Церкви и своей паствы.

С1964 по 1970 год он занимал Ар­гентинскую и Южноамериканскую кафедру. В Южной Америке особен­но радостны были для него встречи с соотечественниками-украинцами, коих там после Второй мировой вой­ны оказалось множество.

С 1970 по 1983 год владыка Ни­кодим — на Харьковской кафедре, с 1983-го по 1989-й — на Львовской, в 1989 году — уже в сане митрополи­та — вновь переведен в Харьков.

Исторический Собор

Именно митрополит Никодим стал организатором в 1992 году истори­ческого Собора Украинской Пра­вославной Церкви (УПЦ). Кризис в церковном управлении на Украине тогда достиг пика, центробежные настроения активно провоцирова­лись властями получившего незави­симость государства. Предстоятель Украинской Церкви, которым был митрополит Филарет (Денисенко), вел дело к расколу, в связи с чем Архиерейский Собор Русской Пра­вославной Церкви весной 1992 года рассмотрел вопрос о его смещении. Тот, в свою очередь, дал слово про­вести Собор УПЦ, который изберет нового Предстоятеля, однако, вер­нувшись в Киев, заявил, что делать этого не будет.

В сложившейся ситуации имен­но митрополит Никодим, как ста­рейший по хиротонии архипастырь в УПЦ, принял на себя бремя управ­ления Украинской Церковью. Он призвал митрополита Филарета сдержать данное на Соборе слово, но это обращение осталось без ответа. И тогда владыка созвал в Харькове Архиерейский Собор УПЦ для выбо­ров нового Предстоятеля.

Собор проходил в крайне не­простой атмосфере. Нервозность нагнеталась и представителями государственной власти, и сторон­никами Филарета. Митрополита Никодима то и дело вызывал к те­лефону тогдашний советник прези­дента Кравчука. После этих звонков «владыка Никодим, — рассказывал свидетель, — возвращался бледный как бумага, но… брал себя в руки и продолжал вести Собор».

Новым Предстоятелем УПЦ тай­ным голосованием избрали митропо­лита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана). Владыке Ни­кодиму после этого неофициально передали слова президента Кравчу­ка: «Я ему этого не прощу никогда». Каноническая Церковь в тот момент полностью лишилась поддержки государства, однако на ее стороне была истина.

Митрополит Никодим окон­чил свой земной путь 15 сентября 2011 года, на 91 -м году жизни.

Подробнее о Церкви Воскресения на Дебре