Павинский район расположен на северо-востоке центрального района Российской Федерации, в пределах Великой Русской равнины, по южным
склонам водораздельной возвышенности Северные Увалы, в бассейне верхнего течения реки Ветлуги.
Трудно сказать, когда и откуда появились в Павинском крае первые поселенцы. Не исключено, что были в этой местности и дославянские поселения племён чудь и решть — выходцев с Урала, о чём можно сделать вывод на основании раскопок городища в Вохомском районе.
Очень вероятно, что Павинская земля подвергались набегам и грабежам татар Казанского ханства, образовавшегося на средней Волге в 15 веке. В территорию ханства входили на северо-западе бассейн реки Вятки и устье Ветлуги. Поднимались они по Ветлуге и Вятке, затем двигались вниз по реке Юг (Никольский район), вторгаясь в Двинскую землю. И путь этот лежал через нынешний Павинский край.
На расспросы, как и откуда появились пависнкие предки в ветлужских краях, бабушки и прабабушки отвечали: «с Вятки», «с реки Юг». Что такое Вятская земля?
Энциклопедия гласит, что это историческое название территории в бассейне верхнего и части среднего течения реки Вятки.
С 6-го века эта земля была населена коми-пермяцкими народностями, удмуртами. А с 10-го века здесь обосновались марийцы. Вятка активно осваивалась Новгородской республикой, а в 1489 г. была присоединена к Российскому государству.
Если обраттиться к справочникам, то узнаем, что Пермь — древнерусское название исторической области (13–17 вв.) от Урала до рек Печоры, Камы и Волги, населённой народом коми (зырянами). Область присоединена к Российскому государству в 1478 г. Язык марийцев (в древности черемисы) и народа коми (в древности зыряне) относится к финно-угорской группе.
Язык и обычаи людей этих национальностей, поселившихся когда-то давно в наших местах, со временем претерпели изменения. Марийцы Поветлужья в настоящее время не говорят на родном языке, но в облике жителей края есть черты этого народа.
Названия рек, деревень и селений носят отчасти ассимилированный характер, изрядно обрусевший. Названия легко поддаются расшифровке. Например, такие как Черемисы (деревня близ Леденгска), Горца (теперь это Притыкино) говорят о том, что в этих местах жили марийцы. В сборнике марийских народных «Сказок ле-
сов» говорится о временах, когда марийцы пришли в ветлужские леса. «Это было так давно, что даже самые старые люди не помнят, когда — триста лет тому назад, или пятьсот, или, может, целую тысячу? На берегах спокойной и могучей лесной реки
Ветлуги марийцам жилось хорошо. Они сеяли хлеб, ловили рыбу, ходили на охоту…»
Некоторые старожилы считают, что слово Ветлуга идет от коми-пермяцкого «ветла» — «проход», «проезд» в труднопроходимой местности ветлужской тайги; «у» — от коми-пермяцкого «ю» — река; словообразующий суффикс «г» — мужского рода.
Название реки Пызмас включает слова «пызь» — мука («пызюс» — мучной), и «ма» — страна, и в переводе с языка коми означает «мукомольная страна».
По-видимому, раньше в этих местах было много мельниц. В звучании Леденгск, Леденгское можно услышать и журчание родникового ручья, и шум березовой рощи: леден — родник, енг — ручей, койви — береза. Родники были и в самой речке, и в ручье Попова Лога, который нёс чистейшую воду в Пызмас.
Очевидно, финно-угорское племя, пришедшее сюда, было очаровано холмом, который резко обрывался к реке. Обмелела река Пызмас, но остались ещё изумительные белые кварцевые пески. Очевидно, в седую старину косогор, который спускался от деревни к реке, был весь покрыт ивняком, вётлами.
Миграция населения из районов Вятки, Перми, центральных районов России происходила по разным причинам и в разное время. Все восемь деревень Павинской земли в царствование Михаила Романова входили в состав Вохомской волости, которая наряду с другими 55-ю волостями входила в Устюжский уезд. А сам уезд входил в Поморье, и по доходам, приносимым царской казне, уступал только Москве. Центром Вохомской волости был Преображенский погост, расположенный недалеко от места впадения реки Вочь в реку Вохму. Прихожане называли свой погост просто Спас. Подавляющую часть населения волости составляли государственные или черносошные крестьяне, занимающиеся земледелием. С увеличением числа деревень в Вохомской волости служителям Преображенской церкви становится все труднее выполнять свои обязанности, и поэтому в верховьях реки Вочь была построена церковь, названная Георгиевской в честь святого Георгия Победоносца, вместе с которой дома попа, дьячка и просвирни образовали село Георгиевское.
Прихожане называли его проще — Егорьевским. Почти 200 лет в селе Георгиевском были церковь и 4 дома. Точная дата возведения церкви неизвестна и вряд ли когда-либо будет установлена. Дело в том, что Устюжский уезд до 1682 г. входил в Ростовскую епархию. Разрешение на строительство и освящение церкви давал только Ростовский митрополит. Но, к сожалению, документы архива ростовских митрополитов уничтожены пожаром, случившимся в конце 17 в. Поэтому годом основания села Павино, видимо, следует считать год написания документа, в котором впервые упоминается Георгиевская церковь, или Георгиевский приход Вохомской волости. Такое упоминание имеется в документе, датированном 1658 годом. Днем основания Павина целесообразно считать Георгиев день, потому что освящение церкви, как правило, происходило именно в тот церковный праздник, в честь которого она была названа.
В последующие столетия наблюдается дальнейшее заселение нашего края. В начале 18 в. берега реки Вочь начинают населяться в двух направлениях: от Мундора к Спасу и от Спаса к Мундору. И к 1720 году, т. е. в последние годы царствования Петра I, в документах упоминается деревня Карпово, которая вначале называлась Чертищево.
Основал ее Карпов — выходец из деревни Чертищево, расположенной около Преображенского погоста. В конце 18 в. (конец царствования Екатерины) наблюдается массовое заселение наших мест. В сторону Петропавловска и Вохмы идёт заселение людьми с берегов Юга, в сторону Леденгска — с Вятки и из Архангельска. В 1780-х годах в России образовались новые губернии и уезды. Вохомская волость стала входить в Никольский уезд Великоустюгской области (с 1802 г. — Вологодская губерния). На середину и конец 19 в. выпадает новая волна заселения нашего края.
В 40-х годах прошлого столетия на водоразделе Северные Увалы, на его южных склонах, разразился большой лесной пожар, уничтоживший таёжные леса. Современные леса смешанного типа — повторные, выросшие на местах пожарища. На земли, освободившиеся от лесов в результате пожара, и устремились переселенцы-земледельцы с более густозаселенных мест в окрестностях рек Ветлуги, Вохмы и Юга, образуя новые поселения — «починки».
Что же представляло собой село Павино в начале 20 века? Село называлось Георгиевское-на-Вочи (по названию речки), а народ звал село Вочь, Вочевское. Административно село входило в Павинскую волость, волостное правление находилось в деревне Павино. До уездногогорода Никольска было 73 версты. Ближайшая станция железной дороги Шарья, расстояние до нее — 127 верст. Село Георгиевское-на- Вочи было типичным русским провинциальным селом.