Почти 400 лет в нашем крае из поколения в поколение передаётся предание о Марье-Панье и разорении ею Боголюбского .женского монастыря. Память об этих давних событиях хранят названия деревень, дорог, мест, фамилий и прозвища людей.
Марью-Панью считали многие разбойницей, каких в ту пору на Руси было много. Она шла через эти места на Галич во главе отряда поляков и носила звание «панна», что и сохранилось в предании в её имени — Панъя.
Первой от её руки пала крепость Матаны. Её воевода Матан погиб в этом сражении, но его именем у нас в Кадые называется гора Матаниха, где он имел торговый дом (угловой дом Костромской улицы, дом Некрасовых на горе).
Вторым был разорён и сожжён Боголюбский монастырь, который существовал в крае в конце XVI- начале XVII вв. в районе Ворозъменского болота.
Третьим должен был пасть Кадый, где имелась крепость и церковь Бориса и Глеба, построенная в 1573 году. Но она побоялась пойти прямой дорогой на Кадый, так как весть о её разбое уже дошла до Кадыя. Отряд пошёл через Ворозьму, где на дороге был встречен и разбит посадскими мужиками. Погибла и сама Марья и была захоронена на берегу болота. С тех пор это болото называется Марьинским, и дорога, идущая от Ворозьмы на Кадый в улицу Голявскую (ныне Большая Базарная), также называется Марьинской. Награбленное богатство они наспех закопали на краю болота. Много отчаянных парней, прослышав об этом, пытались отыскать клад, что сделать было нелегко.
По преданию это берег болота, где лежит большой серый камень. И болото до сих пор называется Серый камень. Но клад никто не нашёл, иначе об этом сохранились бы сведения. И не могли найти. В ночь после сражения, когда все, кто остался жив, измученные свалились спать, его выкопал слуга Марьи—Кузьма и, пройдя через болота и леса, вышел на Марьинский тракт, где основал шинок. Позднее вокруг него выстроилась деревня, в честь её названная Марьино. А многочисленная семья Кузьмы получила фамилию Кузьмичёвы и была долгое время богатой. Её потомки расселились во всех окрестных деревнях: Михеево, Ново-Марьино и так далее. Есть клички: Кузины, Кузьмины, очевидно, все от имени этого.
В битве погибли не все поляки из отряда Марьи. Они разбрелись по разным деревням. Четверо из отряда пришли в Кадый и сдались воеводе, получили жильё и вместо фамилий номера: первый, второй, третий и так далее. Позднее переженились, семьи надо было узаконить. И появились от первого — Першины, потомки еще есть в Кадые; от второго — Второвы, никого не осталось, а выли, от третьего — Третьяковы и от четвёртого — многочисленная в Кадые фамилия Четвертные.
Улица, где проживали пленные поляки, называлась до недавнего времени Пановская (ныне Малая Базарная), а их потомки имели прозвище Пановы:
Урочище на севере за посёлком по речке Местовке называется Патракеево, по имени кадыйского воеводы Патрикеева. Это была его вотчина, где он сеял, пахал, косил.