Посетитель церкви Воскресения на Дебре попадает в нее через западное крыльцо со всходом, ведущим к дверям на галерею, которая опоясывает храм с трех сторон. Стены крыльца покрыты росписью,свод у него (как и у двух других крылец) — крестовый. Своды галереи — коробовые с распалубками над арками.
Из галереи в основной четверик храма можно попасть через мощные, в семь уступов, порталы, украшенные каменной резьбой и расписанными колоннами с дыньками. Таких портала два — западный и южный. Третий портал, северный, «параллельный» западному, находится
в северной галерее и ведет в Трехсвятительский придел, откуда прорублена еще одна дверь в четверик. В южной галерее устроен Екатерининский придел, некогда располагавшийся в диаконнике главного алтаря.
Четыре массивных, квадратных в плане, столпа с подпружными арками, соединяющими их между собой и со стенами, разбивают четверик на девять частей. Три из них относятся к алтарю, завершающемуся тремя апсидами, которые имеют коробовые своды с конхами. Над средокрестием креста, лежащего в основе четверика, поставлен центральный барабан, остальные четыре барабана соответствуют западным и восточным боковым ячейкам. Восточные боковые ячейки и рукава креста имеют коробовые своды — кроме западного рукава, где свод крестовый.
Как считается, наиболее сохранившаяся с древности и ценная в художественном отношении часть Воскресенского храма — Трехсвятительский придел с его уникальным резным иконостасом, выполненным в XVII столетии, и фресками Гурия Никитина «сотоварищи».
О фресках мы уже упоминали, теперь остановимся подробнее на иконостасе.
Вот как его характеризует выдающийся искусствовед Г. К. Вагнер: «Ясная композиция врат, полуциркульный верх которых гармонично вписывается в прямоугольник рамы, ближе скорее к ренессансному стилю, нежели к барокко. Изящные сдвоенные колонки по бокам врат тоже вызывают ренессансные ассоциации. Резьба царских врат представляет гармоничное соединение растительных форм с композициями штамбового характера. В резьбу введены различные плоды, а также образы птиц. Несмотря на сплошное заполнение плоскостей, в декоре не чувствуется грузности, все элементы строго расчленены, в чем тоже сказывается ренессансная природа орнамента».
Добавим, что упомянутые сдвоенные колонки дополнены дыньками, а арка над Царскими вратами украшена резными «шишками». Выступающие элементы резьбы покрыты позолотой, прекрасно акцентированной полихромным (синий, красный и зеленый цвета) фоном. Очень выразительны завершения колонок второго ряда —они выполнены в форме кистей человеческих рук, как бы бережно поддерживающих резное тябло деисисного ряда.
Подробнее о Церкви Воскресения на Дебре
- Общая информация о Церковь Воскресения Христова на Дебре
- История возникновения Церкви Воскресения на Дебре
- Жизнь Церкви Воскресения на Дебре
- Как спасали храм
- Фрески, иконы и частицы мощей в Церкви Воскресения на Дебре
- Облик Церкви Воскресения на Дебре снаружи
- Облик Церкви Воскресенья на Дебре внутри
- Структура храма Воскресения на Дебре
- Знаменская церковь
- Под защитой апостола Иоанна
- В память о гробе Господнем