Костромской архитектурно-этнографический музей – один из первых музеев под открытым небом в Российской Федерации, собрание лучших образцов деревянного зодчества Костромского края ХVI–ХIХ вв.
Музей народного деревянного зодчества начал создаваться в Костроме в связи с необходимостью спасения уникального культового памятника начала ХVШ века – церкви Преображения из села Спас-Вежи Костромского района. Часть Костромской низины, на которой располагалась постройка, подтапливалась при подъеме воды в Волге плотиной, создаваемой Горьковской ГЭС, становилась дном рукотворного водохранилища. В зону подтопления уходило несколько деревень, включая и Вежи.
Церковь Преображения было решено перевезти и установить на территории Нового двора бывшего Ипатьевского монастыря. В 1951 году архитекторами Костромской специальной научно производственной и реставрационной мастерской Л.С. Васильевым, Кобыляковым, Герасименко, М.П. Гороховым были произведены детальные обмеры строения. В 1954 году известный архитектор Б.В. Гнедовский и Е. Добровольская провели дополнительное обследование постройки. Проект реставрации был выполнен Б.В. Гнедовским. (Этот уникальный культовый памятник был уничтожен пожаром в 2002 году).
Одновременно с церковью на Новый двор перенесли четыре курные бани на сваях ХIХ в. из д. Ведерки Костромского района. Так, по воле обстоятельств, появились первые постройки будущего музея деревянного зодчества. Созданию музея предшествовала значительная работа по выявлению и изучению деревянной архитектуры Костромского края.
Можно выделить два этапа этой деятельности: первый – выявление и изучение деревянной архитектуры края в конце ХIХ – 1-й половине ХХ веков в соответствии с общим направлением исследований русской народной архитектуры; второй – планомерное обследование области с целью выявления памятников для музея деревянного зодчества.
Первый этап связан с деятельностью известных архитекторов, художников, историков искусства: А. Павлинова, Л. Сологуба, Д. Милеева, И. Грабаря и других, а также членов Костромской губернской ученой архивной комиссии. Собранные ими материалы (фотографии, описания, обмеры, рисунки, чертежи) дают представление о культовой деревянной архитектуре края: уникальной церкви Преображения села Спас-Вежи ХVIII в. Костромского уезда, Николаевской церкви села Никольского на Ноле ХVII в., Михаило-Архангельского храма села Муромцева ХVII в., церкви Казанской Божией Матери в селе Соцевине Галичского уезда ХVIII в.; церкви Петра и Павла в Плесе ХVII в.; церкви Василия Великого в селе Шохна Нерехтского уезда ХVII в. и ряде других памятников.
В середине ХХ века (1946-1950-е годы) изучение народной архитектуры в области и обследование церквей, введенных в научный оборот в начале ХХ века, было связано с экспедиционной деятельностью институтов Академии наук СССР. Экспедиция института истории и теории архитектуры Академии архитектуры СССР 1946 года, в составе С.Л. Агафонова (руководитель), архитекторов Л.В. Варзар, Е.П. Агафоновой, Е.А. Белоусовой (куратора темы С.Я. Забелло), выполнила натурное обследование, фотофиксацию известных памятников деревянного зодчества.
Среди них церковь Собора Богородицы (1552 г.)в селе Холм Галичского района на реке Тебзе; Ильинская церковь (ХVI – ХVIII вв.) села Верхний Березовец Солигаличского района на реке Костроме – в настоящее время они являются памятниками нашего архитектурно-этнографического и ландшафтного музея-заповедника.
Комплексная экспедиция 1950 года в районы Верхнего Поволжья, организованная Институтом истории искусств и Институтом этнографии Академии наук СССР, Государственным историческим музеем и музеем русской архитектуры имени А.В. Щусева, исследовала и зафиксировала постройки жилого, хозяйственного и культового назначения в низовьях реки Костромы. В предисловии к публикации материалов этой экспедиции академик И.Э. Грабарь писал о Костромской низине: «Совершенно исключительное, незабываемое зрелище открылось перед глазами членов экспедиции в Костромской области, когда они очутились в селении, сплошь поставленном на сваях: свайные избы, амбары, мельницы и даже свайная церковка… » Далее он отмечает, что «Русь издавна славилась резьбой, однако то, что удалось увидеть здесь, в волжских деревнях Костромской области, превзошло все ожидания. Страсть русского народа к узорочью, изобретательность, чувство меры и ритма в орнаментике именно в Поволжье нашли особенно широкое применение. Избы, покрытые резьбой, невелики по размерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с дворцами, построенными великими мастерами. Имена этих ведущих народных зодчих-плотников могут быть поставлены рядом с прославленными именами профессиональных архитекторов».
Выявленные экспедицией памятники впоследствии стали экспонатами музея деревянного зодчества в Костроме, среди них: дом Ивана Александровича Скобелкина, из деревни Стрельниково Костромского района середины ХУШ века; дом Аксиньи Осиповны Лоховой, из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (бывший Юрьевецкий уезд Костромской губернии) II половина Х1Х в.; дом Андрея Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год; дом братьев Липатовых из деревни Журавлево, Макарьевского района, 1857 год3.
В 1958 году к обследованию области с целью изучения памятников деревянной архитектуры приступили специалисты Костромской специальной научно-производственной и реставрационной мастерской. В состав первой экспедиции входили архитекторы – И.Ш. Шевелев, Н.М. Державец, художник В.П. Муравьев. Они обследовала северо-восточные районы области – Шарьинский, Пыщугский, Вохомский, Павинский в верховьях реки Ветлуги и по ее притокам.
Был собран материал, свидетельствующий, что в глубинке, в тот период, еще сохранялись интересные жилые, хозяйственные и производственные постройки (маслобойки, мельницы и т. п.), имеющие сложные деревянные механизмы. В материалах экспедиции отмечалось: «Народная архитектура этих мест до сих пор остается почти неизученной. Между тем, оживленное строительство в самых отдаленных «медвежьих углах» привело к тому, что за последние 7–8 лет одна за другой исчезают уникальные постройки, отразившие в себе лучшие традиции деревянного зодчества прошлых веков.
Гибнут замечательные образцы художественного вкуса и мастерства, последние носители оригинальных конструкций, представляющих исторический и практический интерес». По результатам экспедиции было рекомендовано к вывозу в музей несколько деревянных построек, среди которых – дом Ципелевой из деревни Аристиха и часовня из деревни Притыкино Шарьинского района, в настоящее время являющиеся памятниками музея. Экспедиции Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской (КСНРПМ) 1959–1966 годов также выявили постройки, ставшие впоследствии, экспонатами музея и вместе тем показали, что значительная часть известных в начале и середине ХХ века памятников оказалась уже утраченной. В полуразрушенном состоянии находились уникальные церкви. Все это требовало принятия срочных мер для сохранения оставшихся образцов народного зодчества.
«Восстановление памятников непосредственно на местах не представлялось целесообразным, так как там они оставались без присмотра и были недоступны для обозрения», – писала в пояснительной записке к плановому заданию на составление проекта музея Калерия Густавовна Тороп, главный архитектор КСНРПМ. – Значительную трудность представляла и организация производства работ вдали от базы мастерской … Учитывая эти обстоятельства, решение о сохранении памятников народной архитектуры в условиях музея под открытым небом являлось единственно возможным и правильным, несмотря на то, что памятники при этом теряют связь с привычным природным окружением и этнографической средой».
В декабре 1959 года вопрос о создании музея деревянного зодчества в Костроме и материалы экспедиций по обследованию области со списком памятников, предназначенных к перевозу, были рассмотрены в Министерстве культуры РСФСР. Предложение Костромской реставрационной мастерской о создании музея нашло поддержку, о чем сообщалось начальнику управления культуры Костромского облисполкома: «Материалы по выявленным памятникам народного деревянного зодчества Костромской области были рассмотрены комиссией специалистов Министерства культуры РСФСР. Комиссией была отмечена ценность и необходимость проводимой работы и целесообразность обеспечения сохранения наилучших из выявленных памятников.
Учитывая указанное, а также имея в виду, что памятники деревянного зодчества, и особенно не состоящие под охраной, находятся под постоянной угрозой частичного и полного уничтожения, Главное управление культпрос -ветучреждений считает необходимым рекомендовать Управлению культуры Костромского Облисполкома:
1.Продолжить выявление памятников народного деревянного зодчества и вывоз ценнейших из них для обеспечения их сохранности и широкого показа при музее-заповеднике. б. Ипатьевского монастыря.
2. В целях более целеустремленного проведения работы по выявлению и вывозу ценных памятников народного деревянного зодчества … необходимо разработать план организации так называемого музея народного зодчества под открытым небом, предусматривающий принципы его построения, места и планировку.
… Включить в план работы реставрационной мастерской на 1960 год мероприятия по дальнейшему развертыванию обследования территории области на предмет выявления наиболее ценных деревянных построек, в первую очередь в наименее исследованных районах.
3. Вопрос о перечне подлежащих вывозу памятников, выявленных экспедициями 1958-1959 годов, по нашему мнению, целесообразно решить окончательно после получения данных о результатах обследования других районов и составления вышеупомянутого плана организации музея под открытым небом.
Зам. начальника Главного Управления культпросветучреждений А. Серегин»6.
В Костроме создается комиссия по выбору участка для Музея деревянного зодчества с уча- стием заместителя председателя Облисполкома М.С. Осипенковой. Было предложено несколько вариантов будущей территории музея:
−берег озера в Некрасове и прилегающая к нему территория;
−район сельхозвыставки;
−земли, прилегающие к северной стене
Ипатьевского монастыря, между церковью Иоанна Богослова, памятника ХVII в. и мона- стырем, с выходом на набережную реки Костромы по Береговой улице. Общая площадь участка вместе с Новым двором Ипатьевского монастыря составляла 9 га. Комиссия указывает следующие аргументы выбора третьего участка:
− Музей деревянного зодчества и памятники монастыря составят единый музейный комплекс, удобный для обзора посетителями и эксплуатации;
− Создаваемый комплекс построек музея деревянного зодчества и монастыря, церковь Иоанна Богослова, необычайно выразительных по архитектурно-художественному образу, обогатит городскую застройку и станет композиционным центром Заречной части Костромы.
−Недостатком выбранной территории являлось то, что размещение объектов деревянного зодчества будет связано со сносом жилых и хозяйственных построек начала ХХ века.
От монастырских строений на отводимой под музей территории в 60-е годы сохранялись еще сарай каретник, два жилых двухэтажных дома, и деревянное здание, построенное в 1913 году к празднованию 300-летия Дома Романовых, предназначавшееся для почетных гостей.
На основании представленных Областным управлением культуры материалов по отбору памятников народного зодчества области, в соответствии с рекомендацией Министерства культуры РСФСР, Исполком Облсовета постановил:
1.Организовать музей народного деревянного зодчества под открытым небом при историко-архитектурном заповеднике, бывшем Ипатьевском монастыре с размещением в нем наиболее ценных образцов народной архитектуры Костромской области. (Решение о создании музея от 3 мая 1960 г.)
2.Выделить в охранной зоне бывшего Ипатьевского монастыря участок площадью 3 га под музей народного деревянного зодчества со сносом имеющейся на участке застройки в том числе на 1960 г согласно приложения №1.
3.Утвердить представленный общий генплан историко-архитектурного музея-заповедника всего на площади 9,5 га, включая территорию бывшего Ипатьевского монастыря, церковь Иоанна Богослова и участок музея деревянного зодчества.
4.Утвердить перечень памятников народной архитектуры для переноса на территорию музея в 1960 году. Председатель Облисполкома Баранов».
Для музея был выделен участок земли, примыкающий к северной стене Ипатьевского монастыря с выходом на набережную реки Костромы, ограниченный улицами Клубной, Просвещения и Береговой.
Отвод земельного участка под музей был оформлен решением городского Исполкома депутатов трудящихся от 16 мая 1960 г. №608. Генеральный план музея был разработан архитекторами Костромской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской. Авторы проекта генплана – главный архитектор КСНПРМ К.Г. Тороп, архитектор И. Ш. Шевелев. Генплан музея был представлен на рассмотрение в Министерство культуры РСФСР и, в основном, одобрен. «Генплан являлся общей основой для размещения перевозимых памятников, и будет уточняться по мере отбора и переноса экспонатов.
На территории музея будут размещены крестьянские жилые дома, характерные для различных районов области с хозяйственными постройками – амбарами, колодцами, овинами и другими малыми формами.
… В целях создания наилучших условий осмотра экспонатов и раскрытия наибольшего количества выгодных перспектив на Ипатьевский монастырь и церковь Иоанна Богослова принят принцип свободной планировки с групповым размещением экспонатов. Подбор объектов для музея деревянного зодчества исходит из оценки индивидуальных качеств памятников, на основе их композиционной, конструктивной и декоративно-художественной характеристики. Группировку объектов по этнографическому принципу мастерская считает нецелесообразным для конкретных условий, в силу специфики распространения различных типов жилья на территории области и небольшого масштаба создаваемого музея»8. Освоение территории предлагалось разбить на 2 очереди и перспективный резерв.
«1-я очередь – 1960-1962 годы – рассчитана на перенос уже выявленных памятников архитектуры:
− церковь Собора Богородицы, 1552 г., с. Холм Галичского района;
− мельница-толчея на избушке из деревни Малое Токарево Солигаличского района конца Х1Х;
−дом Ципелевой из деревни Аристиха Шарьинского района середины ХIХ века. Для размещения этих сооружений необходимо было снести 3 одноэтажных дома и бывший монастырский каретник.
На 2-ю очередь намечалось перенести:
−дом Скрябиной из деревни Худобино Вохомского района;
−ворота из деревни Юрьево Вохомского района;
−дом Орловой из села Пыщуг.
При строительстве объектов сносится 2 жилых одноэтажных дома. На 3-ю очередь намечено перевести:
− дом Скобелкина из деревни Стрельниково Костромского района, ХVШ в.;
− две ветряные мельницы из деревень Германов Починок и Разливное Солигаличского района;
−дом из Солигаличского района с хозпостройками.
При сооружении объектов сносится деревянное одноэтажное здание детских яслей и пять жилых домов. Остальная территория является резервной. По мере выявления объектов и привязки их будет определяться детальное размещение построек и соответствующий снос»9. Это намечалось, а в действительности, в период с 1959 по 1966 годы, в музей на территорию в Богословской слободе были перевезены следующие постройки:
— церковь Собора Богородицы, ХVI в. из села Холм Галичского района, древнейший памятник культового зодчества Костромского края. Автор проекта реставрации известный архитектор А. В. Ополовников. Реставрация проходила в 1960-1962 годах.
− дом Ершова. 60-е годы Х1Х в. из деревни Портюг Межевского района. Автор реставрации архитектор КСНРПМ И. Ш. Шевелев. Реставрационные работы проведены в 1960-1962 гг. Дом принадлежал зажиточным крестьянам Ершовым, являлся двухрядной постройкой. В музей была перевезена часть дома: летняя изба, сенник, мост. Функциональное назначение построек было изменено: летняя изба экспонируется как зимняя, сенник – как летняя горница.
− ветряная мельница -толчея на избушке из деревни Малое Токарево Солигаличского района. Реставрирована в 1962-63 гг. (Пострадала от пожара в 1993 году и была разобрана).
− овин. Конец Х1Х в., деревня Пустынь Костромского района. Автор проекта реставрации архитектор КСНРПМ В.С. Шапошников. Реставрирован в 1960-х годах.
Размещение объектов на территории музея корректировалось на месте и в генплан вносились существенные изменения. Сборку памятников осуществляла бригада плотников КСНРПМ: С.И. Титов, И.Н. Петров, И.Ф. Каргин, П.Ф. Каргин, А.П. Быров, И.Д. Орехов, К. Плетнев, К. Лазарев, Д. Максимов.
В 1966 г. этот участок музея принял первых посетителей. Экспозиции в памятниках были созданы и построены заведующей историческим отделом историко-архитектурного музея-заповедника Н.Н. Яблоковой и научными сотрудниками отдела.
Подробнее о музее заповеднике Костромская слобода
Интерактивные программы музея «Костромская слобода»
Этапы развития музея. История