Кадый и вся окружающая его местность являются древними и весьма интересными местами жизни русского народа.
Первыми заселяли наш край финно-угорские племена меря, чудь, веси.
В XII веке началась славянская колонизация, которая дошла до Волги и дальше на север в дремучие леса Кадыйского края.
Край, хотя и одетый мощной броней северных лесов и огражденный Волгой и Унжей с востока и юга, не был, однако, безопасен в военном отношении. Жестоким врагом, опустошившим край, были казанские татары, делавшие набеги, сжигавшие деревни, уводившие жителей в полон. Борьбой с татарами, обороной от них полны XIV и XV века и крепости того времени выдерживали от них осады. Кадый как город – крепость возник в 1546 году по Указу Ивана Грозного и имел назначение поддерживать господство московского правительства.
Связывая с одной стороны Юрьевец с Макарьевым и Галичем, с другой стороны Вятку с Костромой, Кадый был сильной, хорошо укрепленной крепостью, защищенной глубокой в то время Вотгатью и ее притоком Кадыевкой, а в остальных частях рвом.
Положение Кадыя на пересечении дорог Кострома – Галич – Макарьев – Юрьевец, кроме стратегического значения, имело значение и экономическое. Кадый становится местом торгового обмена, что дало толчок его развитию уже не как крепости, а как города. Само название города по одной из версий произошло от слова «кади», так называли в Кадые соляные колодцы, из которых с древнейших времен добывали здесь соль. Постепенно солеварение, дававшее городу доход, пришло в упадок.
В 1573 году по Указу центра писцами Одинцовым и Наумовым была составлена опись нового города. Город был защищен водными рубежами с трех сторон, представляя неправильный треугольник, описываемый рекой Вотгатью, речкой Кадыевкой и канавой, наполненной водой, с подъемными мостами. Город, обнесенный стеной с тремя башнями, имел на вооружении 13 пушек, 30 пищалей, гарнизон из стрельцов и пушкарей; внутри стен находилась церковь Троицы, воеводская изба, острог, казенный погреб с запасами: 3 пуда пороха и 2 пуда свинца.
Население Кадыя жило за чертой города, в посаде, где было 30 дворов посадских людей, 10 дворов бобыльских, дворы поповские, ямские и стрелецкие. Почти все жители Кадыя занимались крестьянским трудом. Один из современников заметил по этому поводу: «Кстати о Кадые. Это своеобразный городок: в нем нет горожан в тесном смысле этого слова, так как все жители его занимаются преимущественно сельским хозяйством, нигде не приходится видеть такой массы овинов и так оригинально расположенных в разных концах города в виде особой группы строений, как здесь. В этом отношении эта единственный город во всей губернии. Народ здесь здоровый»
В начале 17 века, в годы польской интервенции, предки кадыевцев по зову горожан Галича дали одну треть мужского населения в народное ополчение северных городов; бились с бандами Лисовского в 1609 году, участвовали в войне Минина и Пожарского в 1611 – 1612 годах.
История сохранила для нас подвиг жителей Коряковской волости (ныне Завражное сельское поселение). Жители волости встали на защиту своей земли от польских ляхов. С глубокой верой в Бога и Преподобного Макария Унженского они ринулись в бой и победили!
Мало того, коряковцы на лодках своих, не давая передышки, гнали войска Лисовского до самой Костромы. Победа коряковцев сыграла большое значение. Она дала возможность свободно вздохнуть всему низовскому Поволжью. По крайней мере, от Юрьевца до Астрахани не было ни одного врага. Значит, жители Коряковской волости не только спасли свой край от захватчиков, но и внесли вклад в освобождение всей России, ведь именно то, что поляков не было на Волге ниже Юрьевца, и дало возможность организовать знаменитое нижегородское ополчение в 1612 году под руководством Минина и Пожарского.
Наши предки не посрамили честь родной земли, отстояли ее свободу и не возгордились этим, а приписали победу не своему мужеству и отваге, а чуду Преподобного Макария Унженского. И как символ победы, как дань Святому, помня и чтя данный обет, коряковцы выстроили у себя в тот же год мужской Макарьевский монастырь на правом берегу Немды. Он просуществовал 100 лет и был упразднен в 1708 году. Но крестьяне Завражной волости не забыли о подвиге земляков и в 1798 году выстроили на этом месте каменный храм в честь Преподобного Макария, который по воле судьбы был поглощен в 1953 году водами Горьковского водохранилища. И поныне подвиг этот не забыт. Только теперь на месте затонувшего храма на Волге на плаву установлен православный крест.
В кадыйских лесах в пору Смутного времени появилась «богатырка – разбойница» под названьем Марья – панья. Она со своим отрядом стала грозой здешних мест, разоряла прилегающие к Кадыю деревни, грабила и убивала людей. Окрестные жители, уставшие от набегов, решили разделаться с ней. Однажды, когда разбойница со своим отрядом после очередного набега устроилась на ночлег на берегу Немды, об этом узнали крестьяне. Вооружившись топорами и вилами, они напали ночью на спящий отряд и перебили всех.
С образованием петровских обширных губерний, Кадый входит в Костромскую провинцию Московской губернии. При царствовании Екатерины 2 Кадый стал уездным городом Костромской губернии, в 1778 году получил самоуправление и герб, но экономически не развивался, население не росло, а поэтому город с 1797 года стал заштатным, с упрощенным самоуправлением. Жителей в Кадые при Петре 1 (в 1722 году) было 227 человек и почти то же количество отмечено следующими четырьмя ревизиями (переписями) в течение 18 столетия. В половине этого века распоряжением правительства жители города, жившие разбросанно по займищам (дворинам), переселились ближе к центру, где находились две деревянные церкви, кладбище, питейный дом, соляной амбар, соляные варницы и лавки. Жили в посаде и дальше, ныне улицах им. Четвертного, им. Гагарина, Макарьевской; других улиц не существовало. У основания теперешней Костромской улицы стоял дом воеводы, тут же помещалась штатная рота солдат под командой сержанта.
В 18 веке посад распространился и на левый, противоположный крепости берег Вотгати. Обе части посада имели обширные площади неправильной конфигурации, прилегавшие к реке. В регулярном плане Кадыя 1781 года была учтена сложившаяся к последней четверти 18 века планировочная структура города, но она была преобразована на основе принципов классицизма. От обширной многоугольной площади в центре расходятся радиальные улицы, делящие территорию города на секторы. Площадь разделена Вотгатью на две части.
По обоим берегам реки Вотгати существовали с давних времен соляные колодцы, которые были разрабатываемы Костромской губернии галичским купеческим сыном Кокоревым. Но по случаю безвыгодности для города Кадыя указом Правительствующего Сената от 15 сентября 1843 года за №38475 от дальнейших разработок тех источников ему, Кокореву отказано, а потому в настоящее время оные находятся в бездействии.
Кадый был в основном мещанским городом. Мещан мужского пола 295, женского 349 человек. В городе проживало 110 местных семейств, иногородних нет.
О числе проживающих в заштатном городе Кадые разного звания людей, не принадлежащих к мещанскому обществу:
дворян личных – семейств 2, мужчин 2, женщин 2
разночинцев – семейств 4, мужчин 6, женщин 6
священнослужителей – семейств 3, мужчин 4, женщин 5
церковнослужителей – семейств 4, мужчин 9, женщин 7
солдат отставных – семейств 3, мужчин 3, женщин 1
солдат бессрочноотпускных – семейств 7, мужчин 7, женщин 4
всего семейств 23, мужчин 31, женщин 25.
При открытии школьной сети в империи при Екатерине 2 Кадый остался без школ. Первая школа (церковно – приходская) была открыта при Александре 2 в 1863 году, а поэтому даже сам городской голова еще в половине 19 века был безграмотным, не мог подписать своего имени. Позже в городе Кадые существовало одно одноклассное училище при одном законоучителе и двух учителях. Местное население охотно отдавало своих детей в училище.
В 1898 году была открыта городская бесплатная библиотека – читальня.
Культурным развлечением населения были кулачные бои, которые устраивались в «девятую» — престольный кадыйский праздник, отмечаемый на девятой неделе после Пасхи.
В 1839 году город постигло большое бедствие – лесной пожар, охвативший значительные площади. Сгорел весь город, за исключением дома почты и двух частных домов, весь скот, хлеб, имущество граждан, которые спаслись в Вотгати. Правительство отпустило 15000 рублей на помощь погорельцам, разрешило сбор добровольных пожертвований, освободило жителей на 2 года от податей и налогов. В 1841 году в Кадые вновь случился пожар.
В 1853 году были сокращены учреждения, закрыт магистрат, совестный суд. Управление стало осуществляться городским головой и двумя гласными – одного от купцов, другого от мещан; органом полицейской власти являлся становой пристав, подчиненный макарьевскому уездному исправнику.
Население к тому времени составляло 906 человек (415 мужчин и 491 женщина). Большой процент населения занимался отхожими промыслами – сапоговаляльный, малярный и др. Промышленность края не развивалась.
Датой основания Кадыя считается 25 июня 1546 года, когда царской грамотой Ивана Грозного Кадый был «пожалован» приходом Костромского уезда. Создан он был как город-крепость для отражения нападения татар и защиты населения, живущего рядом. Но задолго до того, ещё в 15 веке, на территории самого Кадыя и его окрестностях добывали драгоценный продукт — соль. Та соль, что добывалась на Юге, Востоке и в Карпатах, в Россию ещё не ввозилась. Соль добывали из соленой подземной воды. В 1573 году по приказу Ивана Грозного под Кадыем отмежевывали и описывали землю писцы Одинцов и Наумов. В 1779 году был утверждён герб Кадыя, разработанный герольдмейстером Волковым. В 1929 году Кадый вошёл в состав Ивановской области, а в 1935 году в составе Костромской области был образован Кадыйский район.
Государственными памятниками природы являются сосновые боры на берегах рек: Волга, Нёмда, Вотгать, парк в с. Чернышево, дендрарий в Завражной средней школе, Светлое озеро, глухариные токовища, родники. Достопримечательностями района являются памятники архитектуры: церковные храмы, в том числе 2 деревянных, один из них охраняется; памятники археологии: курганный могильник и Селище 17-18 веков, Селище 1-го тысячелетия до н.э.
На территории района есть населенные пункты, известные в прошлом. В с. Рубцово находился Боголюбский женский монастырь (осн. в 1864 году). Сейчас на этом месте установлен памятный знак. В деревне Тренино в начале 19 века был основан Макарьево-Унженский хрустальный завод братьев Трениных. Село Чернышево-усадьба Героя Отечественной войны 1812 года П.И.Петрова. Его сын Аркадий Петрович, живя в Чернышеве, занимался сельским хозяйством. В 1847 году он впервые в России поставил на сцене Галича драму «Маскарад» М.Ю. Лермонтова и сбор от спектакля передал бедным жителям города. Хороший художник, он оставил много зарисовок костромских городов и родного села. Эти рисунки хранятся в Российской национальной библиотеке в Москве. В одной из комнат усадьбы в Чернышеве висела картина «Вид города Тифлиса», нарисованная Лермонтовым и подаренная Павлу Ивановичу Петрову бабушкой великого поэта.
Деревня Борисово принадлежала П.П. Писемекому-офицеру, участнику войны 1812года, служившему в лейб-гвардии Семёновского полка в Петербурге.
В селе Завражье, в 50км от Кадыя, на реке Волге родился и провёл часть своего детства известный кинорежиссёр Андрей Тарковский. Корни предков энциклопедиста, учёного, просветителя, создателя йода, религиозного мыслителя, священника Павла Флоренского тоже с нашей земли. И важным событием для Кадыйской земли стало открытие историко-культурного музея в селе Завражье. В музее созданы и действуют залы, посвящённые судьбам выдающихся личностей.
Большое Столпино и Большое Доронино, п. Кадый — родина Героев Советского Союза Н.Н.Юдина, Н.А.Смирнова, М.А.Четвертного. Около Столпина находилась Кривоозёрская Троицкая мужская пустынь, иконы в монастыре писал выдающийся иконописец Корнилий Уланов, который в 1731 году постригся в этом монастыре в монахи. Кривоозёрскую пустынь запечатлел И.И.Левитан в картинах «Тихая обитель» и «Вечерний звон».
В д. Поселихино родился и жил известный в настоящее время профессиональный художник А.И.Веселов, с Кадыем связана жизнь художницы Н.А. Белых.
Занятия промыслами и ремеслами – культурно-историческая особенность нашего района. У нас были развиты ремесла: плотничество; плетение; резьба по дереву; жгонка; кузнечное дело; ткачество; бондарное и печное дело; дегтярное производство. Многие промыслы сохранились и сейчас.