Андрей Арсеньевич Тарковский (4 апреля 1932, село Завражье Юрьевецкого района Ивановской области, РСФСР — 29 декабря 1986, Париж, Франция) — выдающийся советский кинорежиссёр и сценарист.
Биография
Детство и юность
Родился в селе Завражье, Юрьевецкого района, Ивановской области (ныне Кадыйский район Костромской области), на Волге, в литературной семье. Отец, Арсений Александрович Тарковский — поэт и переводчик, уроженец Кировограда, Украина. Мать, Мария Ивановна Вишнякова, окончила Литературный Институт в Москве. Литературные труды Марии Ивановны были любимы друзьями — её даже в шутку называли «Толстой в юбке». Несмотря на это, она уничтожила свою прозу и поэзию по причине «отсутствия таланта», как она написала позднее в своих дневниках.
В 1935 году Арсений Александрович оставляет семью, а в 1941 году уходит добровольцем на фронт, где после ранения теряет ногу. Мария Ивановна устраивается корректором в Первую Образцовую типографию в Москве, где она проработает до пенсии.
В 1939 году Андрей поступает в московскую школу № 554, но война снова приводит его в места раннего детства. Мать увозит Андрея и его младшую сестру в эвакуацию в Юрьевец, к родным. «Это было тяжёлое время. Мне всегда не хватало отца. Когда отец ушел из нашей семьи, мне было три года. Жизнь была необычно трудной во всех смыслах. И все-таки я много получил в жизни. Всем лучшим, что я имею в жизни, тем, что я стал режиссёром, — всем этим я обязан матери», — вспоминал Тарковский. Мария Ивановна по льду ходила за реку, носила картофель из дальних деревень.
Уже в 1943 году Тарковские возвращаются в Москву, а Андрей — в свою старую школу, где он учится в одном классе с Андреем Вознесенским. Детские годы Андрей проводит с бабушкой, матерью и сестрой в деревянном доме на улочке Щипок в Замоскворечье. И хотя жизнь свою Андрей прожил в основном в Москве, образом отчего дома остался для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Таким и предстанет он более чем сорок лет спустя в фильме «Зеркало», где будут отражены многие впечатления детства — уход отца, трудности быта, эвакуация, школа, образ матери с двумя детьми на руках.
Школьный аттестат Андрея Тарковского, хранящийся в архиве ВГИК, не обнаруживает следов прилежания или увлечения ни по одной из дисциплин — говорит, скорее об отсутствии интереса к естественным наукам и о сносных знаниях в гуманитарных. Воспитание Андрея было традиционно художественным. Семи лет его отдали в районную музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе он поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.
В 1951—1952 годах Тарковский учился на арабском отделении Московского института востоковедения, однако, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре, оставил занятия. «Во время обучения я часто думал о том, что несколько поспешно сделал выбор профессии, — писал Андрей в своей автобиографии, поданной во ВГИК, — я недостаточно знал ещё жизнь». Не окончив курс, он устроился в ВНИИ цветных металлов и золота, а в мае 1953 года — коллектором в научно-исследовательскую экспедицию института НИГРИЗолото в далёкий Туруханский район Красноярского края. Там он проработал почти год на реке Курейке, прошёл пешком сотни километров по тайге и сделал альбом зарисовок, который затем сдал в архив Нигризолота.
В свое время я пережил очень трудный момент. В общем, я попал в дурную компанию, будучи молодым. Мать меня спасла очень странным образом — она устроила меня в геологическую партию. Я работал там коллектором, почти рабочим, в тайге, в Сибири. И это осталось самым лучшим воспоминанием в моей жизни. Мне было тогда 20 лет…»
«Всё это укрепило меня в решении стать кинорежиссёром», — писал он в той же автобиографии. Однако экзотический год жизни — впечатления тайги, экспедиции и связанной с ними романтики — прямого отражения в его режиссёрском творчестве, если не считать учебных работ во ВГИКе, не нашёл.
ВГИК
По возвращении из экспедиции в 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК и успешно поступил на режиссёрское отделение (мастерская М. И. Ромма). «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — неоднократно повторял Тарковский в более позднем возрасте. Однако, уже начав учёбу, Тарковский увлекся молодой формой искусства.
Годы учёбы и раннего творчества Тарковского совпадают с хрущёвским периодом обновления в искусстве. Ещё незадолго до того факультет кинорежиссуры не сулил больших возможностей— годовая продукция кино была мала, и фильмов хватало разве что маститым режиссёрам. В 1953 году было принято решение об увеличении производства фильмов. В 1954 году, когда Тарковский подал заявление во ВГИК, кинопродукция достигла 45 фильмов в год, а в 1955 году их стало уже 66. Но кроме быстрого количественного роста фильмов — а значит, и возможностей — существенную роль в становлении Тарковского сыграло то обстоятельство, что незадолго до него в институт пришло военное поколение. Оно-то и создало феномен «школы ВГИК». Люди ещё молодые, но уже воевавшие, обладавшие опытом жизни и осознанным стремлением выплеснуть его в искусстве, пришли в поэзию, литературу, театр и кино. Именно им предстояло на рубеже 1950—1960 годов обновить темы и средства выразительности, круг жизненных наблюдений искусства и представление о герое. В 1956 году дебютировала целая плеяда молодых режиссёров, сценаристов, операторов, актёров. Всего за два года (1955—1956) молодые режиссеры сделали около 50 фильмов.
В 1956 году наступает период «оттепели», начало которого ознаменовало разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС. Веяние этой «оттепели» принесло в среду молодёжи западную литературу и музыку, зарубежный авторский кинематограф, итальянский неореализм и французскую «новую волну». Тарковский, вместе со своим другом и соавтором Андреем Кончаловским ездят в архив Госфильмофонда в Белых Столбах, где они смотрят фильмы Куросавы, Бунюэля, Бергмана, Брессона, Мидзогути. Термин «оте́р» (от французского auteur), уже принятый западной кинокритикой, обозначающий единого автора картины, создателя слова и образа, под контролем которого находятся все аспекты кинопродукции, от сценария до монтажа — усваивается Тарковским как необходимое условие творчества.
Главным педагогом и наставником Тарковского в годы его учёбы стал Михаил Ромм, воспитавший многих кинорежиссёров. Будучи режиссёром повествовательным и жанровым, в значительной мере воплощающим для своих студентов кинематограф соцреализма 1930-х годов, который многие из них отрицали и критически переосмыслили, Ромм был учителем, развивавшим в своих учениках творческую индивидуальность и верность своей правде. Он давал им взаймы деньги, выручал их в случае неприятностей, покровительствовал им на киностудиях, защищал их работы, порой опровергавшие его собственные.
Первая режиссёрская курсовая работа Тарковского — короткометражный фильм «Убийцы» был поставлен осенью 1956 года совместно с Александром Гордоном и Марикой Бейку по рассказу Хемингуэя. Эта работа получила высокую оценку Ромма. За ней последовал среднеметражный фильм «Сегодня увольнения не будет» (1957) и «Концентрат» (1958), отразивший опыт работы Тарковского в геологической партии, визуально насыщенный сценарный этюд, сохранившийся только на бумаге.
На третьем курсе Тарковский встречает в монтажной Андрея Кончаловского, в то время первокурсника режиссёрского отделения. С этого момента начинается их творческая дружба и соавторство. Они обнаруживают много общего во взглядах на кинематограф, им нравятся одни и те же режиссёры — А. Довженко, Л. Бунюэль, А. Куросава.
Мы с Тарковским росли под знаком отрицания многого из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестиранные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть.
Вместе они пишут сценарий «Антарктида — далёкая страна» (1959), отрывки из которого публикует «Московский комсомолец». Тарковский пытается предложить сценарий к постановке на «Ленфильме», но получает отказ. После этого они работают над сценарием «Каток и скрипка» (1960) и успешно продают его только что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Детский сентиментальный сюжет этого сценария рассказывает о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка.
Тарковский получает разрешение поставить «Каток и скрипку» в качестве дипломной работы. Он предлагает молодому оператору Вадиму Юсову снять для него эту короткометражную картину. Концепция картины сформировалась под воздействием увлечения Тарковского и Кончаловского фильмами французского режиссёра Альбера Ламорис, в частности, его короткометражным фильмом «Красный шар», завоевавшим в 1956 году Гран-при на Каннском кинофестивале и Оскара. Эта первая совместная работа Тарковского и Юсова, отмеченная раскрепощённостью камеры и цветовой выразительностью, принесла Тарковскому первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.
В 1960 году Тарковский закончил ВГИК с отличием и получил диплом № 756038.
Последние годы
Памятная доска на доме во Флоренции, где жил А. Тарковский.
Народный артист РСФСР (1980).
С 1982 года Тарковский направляется в Италию для съёмок фильма «Ностальгия». По окончании съёмок в 1984 году режиссёр принял решение не возвращаться в СССР. После этого он снял только один фильм — «Жертвоприношение» (снят в Швеции, совместная продукция европейских стран).
Тарковский умер от рака лёгких в Париже в возрасте 54 лет в 1986 году. Награждён Ленинской премией (1990, посмертно).
В 1988 году во Львове прошел Всесоюзный Круглый Стол «ВЗГЛЯД», посвященный творчеству А.А.Тарковского, в котором приняло участие свыше 300 делегатов (критики, киноведы, философы, культурологи,члены сьемочной группы А.Тарковского,киноклубники и пр), и были проведены первые в СССР и за рубежом Чтения по творчеству Тарковского. Здесь же было учреждено «Общество Андрея Тарковского» со штаб-квартирой в г. Москве в СК СССР.
В 1989 году был организован «Фонд Андрея Тарковского», который проводит фестивали и выставки, посвящённые творчеству режиссёра, ведёт архивную работу. С 1993 года в рамках Московского международного кинофестиваля присуждается премия имени Тарковского «лучшему фильму конкурсной или внеконкурсной программы».
Хронология жизни и творчества
1932 — 4 апреля родился в селе Завражье, недалеко от города Юрьевца Ивановской области в семье Арсения Александровича Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой. В сентябре семья возвращается в Москву.
1934 — 3 сентября рождается сестра Марина.
1937 — Арсений Тарковский оставляет семью.
1941 — Эвакуируется в город Юрьевец вместе с матерью, бабушкой и сестрой. Там поступает в школу.
1943 — Летом возвращается в Москву. В сентябре возобновляет учёбу в школе № 554.
1947 — В сентябре поступает в «Художественную школу имени 1905 года». В ноябре заболевает туберкулёзом, госпитализирован.
1948 — Весной выписан из больницы.
1951 — В июне заканчивает художественную школу. Поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения.
1953 — Зимой бросает учёбу в институте. Проводит лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири: на реке Курейка в Туруханском районе Красноярского края. Осенью возвращается в Москву и устраивается работать старшим коллектором в институт Нигризолото.
1954 — В апреле увольняется из Нигризолота. В сентябре поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую Михаила Ильича Ромма.
1956 — Ставит вместе с Александром Гордоном и Марикой Бейку короткометражный фильм «Убийцы».
1957 — В апреле женится на сокурснице Ирме Рауш. Летом работает с А. Гордоном над фильмом «Сегодня увольнения не будет».
1959 — Пишет с Олегом Осетинским и А. Михалковым-Кончаловским первый вариант литературного сценария «Антарктида, далёкая страна».
1960 — В апреле пишет с А. Михалковым-Кончаловским сценарий к фильму «Каток и скрипка» и начинает работу над фильмом.
1962 — Фильм «Иваново детство» удостоен приза «Золотой Лев» на кинофестивале в Венеции. 30 сентября рождается сын Арсений.
1964 — Начинает работу над фильмом «Андрей Рублёв».
1965 — В ходе съёмок «Рублёва» знакомится с Ларисой Кизиловой. Создаёт радиопостановку по рассказу У. Фолкнера «Полный поворот кругом» на Всесоюзном радио.
1966 — Заканчивает работу над фильмом «Андрей Рублёв». Премьера фильма в Союзе кинематографистов состоялась в декабре.
1967 — Начинает работать над киносценарием, переименованный из «Исповедь» в «Белый день», затем в «Белый-белый день» (окончательное название «Зеркало»).
1968 — В октябре начинает с Фридрихом Горенштейном работу над проектом «Солярис».
1969 — Работает над сценарием к фильму «Солярис».
1970 — Снимает «Солярис». В июне разводится с Ирмой Рауш. Женится на Ларисе Кизиловой. 7 августа у них рождается сын Андрей.
1971 — Повторная премьера фильма «Андрей Рублёв» в Центральном Доме кино. Работает с Фридрихом Горенштейном над сценарием «Светлый ветер (Ариэль)».
1972 — Завершает работу над «Солярисом». Преподает на Высших режиссёрских курсах. Едет в Канны с «Солярисом», где фильму присуждается «Специальный приз жюри».
1973 — Премьера «Соляриса» в московском кинотеатре «Мир». Начинает съёмки фильма «Белый-белый день (Зеркало)».
1974 — Завершает работу над «Зеркалом».
1975 — Премьера фильма «Зеркало» в Центральном Доме Кино. Пишет киносценарий «Гофманиана».
1976 — Пишет с Аркадием и Борисом Стругацкими сценарий к фильму «Сталкер». В декабре начинает репетиции «Гамлета» Шекспира в Московском Театре Ленинского комсомола.
1977—1978 — Снимает «Сталкер». В апреле переносит сердечный приступ. В конце года пишет с Александром Мишариным «Сардор».
1979 — Завершает съёмки «Сталкера». Летом едет в Италию. 5 октября у него умирает мать.
1980 — Едет в Италию. Пишет с Тонино Гуэрра сценарий к фильму «Ностальгия».
1981 — Едет в Швецию и безуспешно пытается остаться на Западе.
1982 — В марте возвращается в Италию для продолжения работы над «Ностальгией». Снимает документальный фильм «Время путешествия» и начинает съёмки «Ностальгии».
1983 — Завершает съёмки «Ностальгии». Ставит в лондонском Ковент-Гардене оперу Мусоргского «Борис Годунов». В ноябре начинает писать сценарий к фильму «Жертвоприношение».
1984 — Едет в Стокгольм для обсуждения «Жертвоприношения». 10 июля на пресс-конференции в Милане объявляет о своём намерении не возвращаться в Советский Союз. В конце года едет в Берлин.
1985 — Зиму проводит в Берлине. Весной едет в Швецию. Начинает снимать «Жертвоприношение». В конце года ему поставлен диагноз — рак.
1986 — В январе начинает лечение в Париже. 19 января его сын Андрей и тёща Анна Егоркина приезжают в Париж. «Жертвоприношение» демонстрируется в Каннах и удостаивается «Специального приза жюри». 29 декабря умирает в Париже.
1987 — 3 января похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа. Его надгробный памятник с надписью «Человеку, который увидел ангела» был позже сделан Эрнстом Неизвестным.
Указатель творческих работ
Краткая и полная фильмография
Год |
Русское название |
Оригинальное название |
Роль |
1956 |
Убийцы |
|
режиссёр, сценарист, актер (Второй посетитель) |
1958 |
Сегодня увольнения не будет |
|
режиссёр, сценарист, актёр (подрывник) |
1960 |
Каток и скрипка |
|
режиссёр, сценарист |
1962 |
Иваново детство |
|
режиссёр, сценарист (в титрах не указан) |
1965 |
Мне двадцать лет («Застава Ильича») |
|
актер (гость на дне рождения с тостом про репу) |
1966 |
Андрей Рублёв |
|
режиссёр, сценарист |
1967 |
Сергей Лазо |
|
сценарист (в титрах не указан), актер (офицер-белогвардеец Бочкарёв в титрах не указан), монтажёр (в титрах не указан) |
1968 |
Один шанс из тысячи |
|
сценарист (в титрах не указан), художественный руководитель |
1972 |
Солярис |
|
режиссёр, сценарист |
1973 |
Терпкий виноград |
|
художественный руководитель |
1974 |
Зеркало |
|
режиссёр, сценарист |
1979 |
Сталкер |
|
режиссёр, сценарист (в титрах не указан), художественный руководитель |
1979 |
Берегись! Змеи! |
|
сценарист |
1982 |
Время путешествия |
Tempo di viaggio |
режиссёр, сценарист |
1983 |
Ностальгия |
Nostalghia |
режиссёр, сценарист |
1983 |
Борис Годунов |
|
режиссёр |
1985 |
Жертвоприношение |
Offret |
режиссёр, сценарист, монтажёр |
Кинопостановки
«Убийцы». ВГИК, 1956. Учебный короткометражный фильм.
Авторы сценария — А. Гордон, А. Тарковский (по одноимённому рассказу Эрнеста Хемингуэя); постановка — М. Бейку, А. Гордон, А. Тарковский; операторы — А. Алварез, А. Рыбин.
В ролях: Ю. Файт — Ник Адамс; А. Гордон — Джордж; В. Виноградов — Ал; В. Новиков — Макс; Ю. Дубровин — 1-й посетитель; А. Тарковский — 2-й посетитель; В. Шукшин — Оле Андерсон.
«Сегодня увольнения не будет». ВГИК, 1957. Учебный короткометражный фильм.
Авторы сценария — А. Гордон, И. Махов, А. Тарковский; постановка — А. Гордон, А. Тарковский; операторы — Л. Бунин, Э. Яковлев.
В ролях: А. Алексеев, П. Любешкин, О. Мокшанцев, В. Маренков, И. Косухин, Л. Куравлёв, С. Любшин, Н. Головина, О. Борисов и др.
«Каток и скрипка». «Мосфильм», 1961. Дипломный короткометражный фильм.
Авторы сценария — А. Кончаловский, А. Тарковский; оператор — В. Юсов; художник — С. Агоян; композитор — В. Овчинников.
В ролях: И. Фоменко — Саша; В. Заманский — Сергей; Н. Архангельская — девушка; в фильме также снимались М. Аджубей, Ю. Бруссер, С. Борисов и др.
Первая премия на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке в 1961 году.
«Иваново детство». «Мосфильм», 1962.
Авторы сценария: В. Богомолов, М. Папава (по мотивам рассказа В. Богомолова «Иван»); оператор — В. Юсов; художник — Е. Черняев; композитор — В. Овчинников.
В ролях: Коля Бурляев — Иван; В. Зубков — Холин; Е. Жариков — Гальцев; С. Крылов — Катасонов; Н. Гринько — Грязнов; Д. Милютенко — старик; В. Малявина — Маша; И. Тарковская — мать Ивана.
На XXIII Международном кинофестивале в Венеции (Италия) в 1962 году фильму
«Иваново детство» был присужден главный приз «Золотой лев» св. Марка.
Главная премия «Золотые ворота» на VI Международном кинофестивале в Сан-Франциско (США) в 1962 году.
Главная премия «Золотая голова Паленке» на V Международном кинофестивале в Акапулько (Мексика) в 1963 году.
Фильм получил более 10 премий на многих других кинофестивалях.
«Андрей Рублёв». «Мосфильм», 1966/1971.
Авторы сценария — А. Кончаловский, А. Тарковский; оператор — В. Юсов; художник — Е. Черняев при участии И. Новодережкина и С. Воронкова; композитор — В. Овчинников.
В ролях: А. Солоницын — Андрей Рублёв; И. Лапиков — Кирилл; Н. Гринько — Даниил Чёрный; Н. Сергеев — Феофан Грек; И. Рауш — Дурочка; Н. Бурляев — Бориска; Ю. Назаров — две роли: Великий князь и Малый князь; Ю. Никулин — монах; Р. Быков — скоморох; Н. Граббе — сотник; М. Кононов — Фома.
Премия ФИПРЕССИ на XXII Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1969 году.
«Солярис». «Мосфильм», 1973.
Авторы сценария — Ф. Горенштейн, А. Тарковский (по фантастическому роману С. Лема); оператор — В. Юсов; художник — М. Ромадин; композитор — Э. Артемьев.
В фильме использована фа-минорная хоральная прелюдия И. С. Баха.
В ролях: Д. Банионис — Крис Кельвин; Н. Бондарчук — Хари; Ю. Ярвет — Снаут; В. Дворжецкий — Бертон; Н. Гринько — отец Криса; А. Солоницын — Сарториус; С. Саркисян — Гибарян.
Специальный приз жюри «Серебряная пальмовая ветвь» и премия экуменического жюри на XXV Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1972 году.
«Зеркало». «Мосфильм», 1975.
Авторы сценария — А. Мишарин, А. Тарковский; оператор — Г. Рерберг; художник — Н. Двигубский; композитор — Э. Артемьев.
В фильме использована музыка И. С. Баха, Перголези, Пёрселла, стихи — Арсения Тарковского.
В ролях: М. Терехова — две роли: Мать и Наталия; в фильме также снимались И. Данильцев, Л. Тарковская, А. Демидова, А. Солоницын, Н. Гринько, Ю. Назаров, О. Янковский, Т. Огородникова и др.
Текст от автора читает И. Смоктуновский.
Приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм в Италии в 1980 году.
«Сталкер». «Мосфильм», 1980.
Авторы сценария — А. Стругацкий и Б. Стругацкий. По мотивам повести «Пикник на обочине». Оператор — А. Княжинский; художник — А. Тарковский; композитор — Э. Артемьев. Стихи — Ф. И. Тютчева, Арсения Тарковского.
В ролях: А. Кайдановский — Сталкер; А. Фрейндлих — жена Сталкера; А. Солоницын — Писатель; Н. Гринько — Профессор.
Премия критики на Международном кинофестивале в Триесте (Италия) в 1981 году.
Премия ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Мадриде (Испания) в 1981 году.
«Время путешествия». Производство «Джениус» С. П. А. (Италия), 1982.
Авторы сценария — Тонино Гуэрра, А. Тарковский; оператор — Лучано Товоли. Текст А. Тарковского читает Джино Ла Моника.
«Ностальгия». Производство «РАИ канал 2», Ренцо Росселлини (младший). Маноло Болоньини для «Опера фильм» (Италия) при участии «Совинфильма» СССР, 1983.
Авторы сценария — А. Тарковский, Тонино Гуэрра; главный оператор — Джузеппе Ланчи; главный художник — Андреа Кризанти.
В фильме использована музыка К. Дебюсси, Дж. Верди, Р. Вагнера.
В ролях: О. Янковский — Горчаков; Домициана Джордано — Эуджения; Эрланд Юзефсон — Доменико; Патриция Терено — жена Горчакова; а также Лаура Де Марки, Делия Боккардо, Милена Вукотич и др.
Большой приз за творчество, премия ФИПРЕССИ и экуменического жюри на XXXVI Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1983 году].
«Жертвоприношение». Производство Шведского киноинститута (Стокгольм), «Аргос Фильм С. А.» (Париж) при участии «Филм Фор Интернейшнл» (Лондон); «Юзефсон и Нюквист ХБ»; Шведского телевидения СВТ 2; «Сэндрю Филм Театер АБ» (Стокгольм); при содействии Министерства культуры Франции, 1986.
Продюсер Анна-Лена Вибум.
Автор сценария — А. Тарковский; главный оператор — Свен Нюквист; главный художник — Анна Асп.
В фильме использована музыка И. С. Баха, шведская и японская народная музыка.
В ролях: Эрланд Юзефсон — Александр; Сьюзен Флитвуд — Аделаида; Валери Мерес — Юлия; Аллан Эдвалл — Отто; Гудрун Гисладоттир — Мария; Свен Вольтер — Виктор; Филиппа Францен — Марта; Томми Чельквист — малыш.
Большая специальная премия, приз за лучшее художественное достижение (оператору С. Нюквисту), премия ФИПРЕССИ и экуменического жюри на XXIX Международном кинофестивале в Канне (Франция) в 1986 году.
Радиопостановки
«Полный поворот кругом» по одноимённому рассказу Уильяма Фолкнера. 1965. В ролях: Богарт — А. Лазарев, Клод Хоуп — Н. Михалков и др.
Театральные постановки
«Гамлет» Шекспира (Ленком, 1977). Художник — Т. Мирзашвили; музыка — Э. Артемьев. В ролях: Гамлет — А. Солоницын; Гертруда — М. Терехова; Клавдий — В. Ширяев; Офелия — И. Чурикова; Полоний — В. Ларионов; Лаэрт — Н. Караченцов, Могильщик — В. Проскурин и др.
«Борис Годунов», опера Мусоргского в Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон, 1983). Дирижёр — Клаудио Аббадо; сценическое оформление — Николай Двигубский; световое оформление — Роберт Брайн. В ролях: Борис Годунов — Роберт Ллой; Марина Мнишек — Эва Рандова; Гришка Отрепьев — Майкл Светлев; Шуйский — Филип Лэндгридж; Юродивый — Патрик Пауэр; Пимен — Гуини Ховел. Постановка Тарковского была также реализована в Мариинском театре (дирижёр — Валерий Гергиев), эта версия выпущена на DVD.
Киносценарии
А. Тарковский, А. Гордон. Убийцы. — М., 1956.
А. Гордон, И. Махов, А. Тарковский. Сегодня увольнения не будет. — М., 1957.
А. Тарковский, А. Безухов, О. Осетинский. Антарктида, далёкая страна. — М., 1959 // «Московский Комсомолец». — 1960. — 31 января.
А. Тарковский, А. Михалков-Кончаловский. Каток и скрипка. — М., 1960.
В. Богомолов, М. Папава, А. Тарковский, А. Михалков-Кончаловский. Иваново детство (по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван».) — М., 1961.
А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Страсти по Андрею. — М., 1962.
Ч. Айтматов, Б. Добродеев, А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Первый учитель. — 1965.
Г. Маларчук, А. Тарковский. Сергей Лазо. — 1967.
А. Михалков-Кончаловский, А. Тарковский. Ташкент — город хлебный. — 1968.
А. Тарковский, А. Мишарин. Зеркало. — М., 1968; Сан-Грегорио, 1984.
Л. Кочарян, А. Тарковский. Один шанс из тысячи. — 1969.
А. Тарковский. Конец атамана. — 1971.
А. Тарковский, Ф. Горенштейн. Солярис (по одноимённому роману Станислава Лема.) — М., 1972.
А. Тарковский, Ф. Горенштейн. Светлый ветер (по мотивам романа Александра Беляева «Ариэль»). — М., 1972.
А. Тарковский. Лютый. — 1973.
А. Тарковский. Гофманиана. — Мясное, 1975; Италия, 1984 // «Искусство кино». — 1976. — № 8.
А. Стругацкий, Б. Стругацкий, А. Тарковский. Сталкер (по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине»). — М., 1978.
А. Тарковский, Александр Мишарин. САРДОР. — М., 1978.
Т. Гуэрра, А. Тарковский. Ностальгия. — М., Рим, 1978—1982.
А. Тарковский. Берегись! Змеи! — 1979.
А. Тарковский. Жертвоприношение. — Сан-Грегорио, январь-февраль 1984.
Книги
Sculpting in time / Translated by Kitty Hunter-Blair. — Austin: University of Texas Pr., 1989. ISBN 0-292-77624-1.
Мартиролог: Дневники. — Ин-т им. А. Тарковского, 2008. — 624 с. ISBN 978-88-903301-0-0.
Вероисповедание
Тарковский был православным христианином.
«В последний год жизни отец Силуан неоднократно исповедовал и причащал его, во флорентийском доме Тарковских. Отец Силуан (Ливи) говорит про Андрея Тарковского, что это был глубоко и тонко верующий человек. Как человек творческий Андрей был человеком со сложной и напряженной внутренней духовной жизнью».
«Как пример его православного творчества, можно привести фильм „Андрей Рублёв“. Удивительно, как точно удалось Андрею Тарковскому показать переломы монашеской жизни, внутренний мир инока и непростые внутримонастырские отношения».
Память
В 2007 году в честь 75-летия со дня рождения Андрея Тарковского учрежден «Международный кинофестиваль «Зеркало» имени Андрея Тарковского», который проводится в городе Иваново.
Именем Андрея Тарковского названа малая планета № 3345, открытая советским астрономом Людмилой Карачкиной.
1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трем его известным выпускникам, среди которых и Андрей Тарковский.
18 мая 2009 года на Каннском кинофестивале был представлен фильм Ларса фон Триера «Антихрист», посвящённый Андрею Тарковскому.
Улицы Андрея Тарковского есть в городах Юрьевец и Сергиев Посад.