Если выйти из Ипатьевской обители, пройти вдоль монастырских стен берегом реки в сторону стрелки, можно попасть в музей деревянного зодчества. Совсем не обязательно ехать на границу с Финляндией, в далекие Кижи, чтобы насладиться шедеврами деревянной архитектуры — фирменным стилем русского средневекового зодчества, сочетающим красоту и функциональность построек.
Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» подарит не меньшие впечатления, а его экскурсоводы побалуют Вас занимательными рассказами о том, почему в старину никогда не использовали пилу, что значит на самом деле «срубить избу» и какие еще природные материалы использовали строители.
Кострома строилась именно из дерева, даже дома богатейших дворян и купцов, в том числе и дом матери царя Михаила Романова, были деревянными. Множество построек сохранились по сей день, а самые колоритные из них были собраны в одном месте. В настоящее время здесь можно увидеть множество самых разнообразных деревянных сооружений, в том числе ветряную мельницу, свайные бани и крестьянскую избу, построенную в XIX веке, церковь 1552 года из села Холм Галичского района, церковь 1628 года из села Спас-Вежи и клетскую церковь начала XVIII века из села Фоминское Костромского района.
Музей — заповедник «Костромская слобода»– один из первых в России музеев под открытым небом. Его создание началось с перевоза в Кострому памятника деревянного зодчества начала XVIII века — Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вежи, поставленной на территории Нового города Ипатьевского монастыря в 1955 году. Тогда же из этих мест в Ипатьевский монастырь были перевезены четыре бани на сваях.
Основная территория музея располагается за южной стеной Ипатьевского монастыря (10 га.), на Стрелке, при впадении реки Костромы в Волгу. Сейчас этот участок является основной экспозиционной зоной музея.
Под влиянием различных природно-климатических условий, этнических контактов, причин исторического и социально-экономического характера в определенных зонах Костромской земли сложились своеобразные местные традиции, любопытные особенности архитектуры, быта, обычаев, обрядов и говоров. Недаром говорят: «Что город – то норов, что деревня — то обычай, что подворье – то поверье, что двор – то говор». Поэтому каждая постройка, находящаяся на территории музея, — особый мир во времени и в пространстве. Нужно лишь постараться увидеть в музейной экспозиции реальные сцены обыденной или праздничной жизни, услышать, как вертится гончарный круг, как скрипят половицы, как звенит за печкой сверчок, как неспешно ведут разговор хозяин с хозяйкой. Тогда перед гостями раскроются многие тайны прошлого, станут привычными забытые предметы быта, близкими и родными — незнакомые названия рек и озер, сел и деревень, урочищ и пожен.
Как красиво и порой совсем непонятно звучат названия костромских городов и поселков: Судиславль, Галич, Нерехта, Буй, Чухлома, Шарья, Кологрив, Пыщуг, Вохма… В них сохранилась память о глубокой древности, о людях, живших в этих местах, о тех временах, когда местное угро-финское население теснили славянские племена, которые шли сюда из Новгорода, Владимира и Суздаля. Подобно тому, как старики знают множество легенд и преданий о своей малой Родине, берегут воспоминания о прошлом и передают их из поколения в поколение, старые церкви и дома рассказывают о том, какие люди их строили, как жили, чем занимались.
Экспонаты музея «Костромская слобода»
Часовня из деревни Притыкино. Часовня из деревни Притыкино Шарьинского района, конец XVIII-начало XIX века. Эта часовня, перевезённая с берегов реки Ветлуги, своим строгим и лаконичным объёмом напоминает сторожевую башню. На нижнем четырёхгранном срубе здания установлены два последовательно уменьшающихся восьмерика, которые немного расширяются сверху, образуя повалы.
Часовня из деревни Большое Токарёво. Часовня из деревни Большое Токарёво Солигаличского района Костромской области, конец XVIII-начало XIX века. Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды (крещение, венчание, причастие и др.) в часовнях не совершались. Службы в часовнях проходили не каждый день и чаще всего были приурочены к каким-либо событиям.
Церковь Собора Богородицы XVI века, памятник вывезен из села Холм Галичского района. Памятник федерального значения. Самый древний, деревянный храм сохранившийся в Костромской области. По легенде, храм срубили плотники Карп и Папила, якобы похороненные под алтарем церкви. Площадь 316, 6 кв. м
Церковь Всемилостивого Спаса (1712 г.), памятник из села Фоминского Костромского района, перевезён в музей и восстановлен в 1971–1972 годах – автор проекта реставрации И. Ш. Шевелёв. Относится к широко распространённому типу клетских церквей. Состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Интерьер церкви – это замечательный образец народного мастерства: солея выполнена в каноне XVII века, лавки с фигурными ножками и резной опушкой врублены вдоль стен; клиросы, украшенные геометрической резьбой, установлены перед иконостасом у северной и южной стен. Площадь – 106,5 кв.м.
Церковь Илии Пророка XVI – Х1Х вв., памятник из села В. Березовец Солигаличского района, восстановлен в начале 1970-х годов – авторы проекта реставрации: И. Ш. Шевелёв, В. С. Ша-пошников. Особый интерес представляет интерьер летней церкви, где сохранились: так называемое «небо» — свод, обтянутый домотканым холстом с изображением сцен Страстей Христовых; резной четырёхъярусный иконостас; установленные по стенам четверика расписные тябла, на которых в два ряда размещались иконы; резная сень над плащаницей в северо-западном углу четверика. Площадь 266 кв. м.
Дом Липатова М.К. (1857 г.) из деревни Журавлёво (бывшее Кобылино) Макарьевского района, сработан артелью известного мастера Е.С. Зиринова. Памятник перевезён в музей и восстановлен в начале 1980-х годов, автор проекта реставрации В. С. Шапошников. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова. В настоящее время в доме размещены три выставки «Братчина», «традиции русского гостевания» и «традиции русского чаепития». Экспозиционная площадь – 114,6 кв. м.
Дом Серова А.Г. из д. Мытищи Макарьевского района (построен в 1873 году) перевезён в музей и восстановлен в 1969–1977 годах. Авторы проекта реставрации: И. Ш. Шевелёв, B. C. Шапошников, Л. С. Васильев. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу — хлева и кладовые. Экспозиционная площадь – 238 кв. м.
Дом Лоховой (2-ая пол. ХIХ в.) Дом крестьянки Лоховой из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (бывший Юрьевецкий уезд Костромской губернии). Середина XIX в. Он принадлежит к типу двухрядной постройки, называемой в народе «дом на два коня». Хозяйственный двор дома стоит сбоку от жилых помещений – зимней и летней изб. Особый интерес представляет зимняя изба: небольшая, словно игрушечная, с нарядным «красным» окном и двумя волоковыми оконцами по сторонам от него. Экспозиционная площадь – 82, 5 кв. м.
Дом Ципелёва (XIX в.) из деревни Аристиха Шарьинского района перевезён в музей и восстановлен в начале 1970-х годов. Автор проекта реставрации B. C. Шапошников. Дом экспонируется как изба гончара. В куту установлен гончарный круг, лавки и полки заполнены сырой гончарной посудой, перед печью стоит корыто, в котором показывается процесс обварки обожженной посуды. Показаны различные типы посуды: горшки, кринки, плошки, кашники, полевики, подойники, рыльники, водяники, кувшины, опарницы, корчаги и др. Экспозиционная площадь – 133 кв. м.
Дом Чапыгиной (нач. XX в.) из деревни Большое Андрейково Нерехтского района перевезён в музей и восстановлен в 1970-е годы, автор проекта реставрации И. Ш. Шевелёв. В доме восстановлен интерьер, характерный для бедной крестьянской семьи. Он состоит из собственно избы, сеней, маленькой горенки с одним окошком и небольшого скотного двора, который «кошелем» пристроен к боковой стене избушки. Экспозиционная площадь – 52 кв. м.
Дом Скобёлкина (XVIII в.) из деревни Стрельниково Костромского района – наиболее ранний образец деревянной жилой постройки на территории музея. Он перевезён в 1985–1986 годах и восстановлен по проекту А. В. Шапошникова. Это наиболее ранний образец деревянной жилой архитектуры. Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов.
Дом крестьянина Ершова. Дом крестьянина Ершова из деревни Портюг Межевского района, середина ХIX века. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями - «мостом». Из сеней можно попасть в неотпапливаемую горницу.Подклет холодной избы использовался под амбар — кладовушку. Посередине кладовой устроена яма — погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи.
Дом крестьянина Тарасова. Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района. Первая половина XIX в. Один из интереснейших памятников музея, так называемая «чёрная изба». Он состоит из двух срубов: избы, и неотапливаемой горницы. В избе находится глинобитная печь, которая топилась «по-чёрному».
Амбары из деревни Собакино. Амбары из деревни Собакино Нерехтского района. Конец XIX века. Использовались для хранения «главного богатства» семьи — запасов зерна.В целях предохранения от возможных пожаров, ставились на удалении от жилья.
Овин из деревни Пустынь Костромского района, конец XIX века. Предназначался для “огневой” просушки снопов ржи, пшеницы, ячменя, овса. Основной объем постройки представляет собой квадратный в плане двухъярусный сруб, покрытый двускатной самцовой тесовой кровлей.
Бани из деревни Ведерки. Конец XIX века. Деревня находилась на территории Костромской низины, которую во время весенних половодий заливало водой. Поэтому все постройки, в том числе и жилые дома, ставили на дубовые сваи.
Мельница-шатровка. Мельница-шатровка из д. Спас Нерехтского района. Основной объем мельницы с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию. Рубленый «с остатком» сруб образует крупный прямоугольный в плане нижний объем, покрытый тесовой вальмовой кровлей.Над ним в центре возвышается восьмерик-шатер, несущий более широкий восьмигранный вращающийся верхний ярус.
Интерактивные программы музея «Костромская слобода»
Этапы развития музея. История
История создания музея деревянного зодчества в Костроме
Стоимость посещения музея:
Полный билет (взрослые посетители, иностранные граждане) — 150 руб
Льготный билет (Российские студенты (очной формы обучения), школьники (при достижении возраста 17 лет), инвалиды 3 гр., пенсионеры) — 100 руб
Посещение территории музея без посещения интерьерных этнографических экспозиций в вечернее время в летний сезон (18.00-20.00 часов), участники свадебных церемоний — 100 руб
Месторасположение:
Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1Б
Телефон: (4942) 37‒25‒73, (4942) 37‒38‒72
Режим работы: с 10.00 до 18.00, зимний период: пн-вс 9:00-17:00
Официальный сайт: www.kostrsloboda.ru
Музей «Костромская слобода» на карте города Кострома
- Сусанинская площадь. Пожарная каланча. Гауптвахта. Дом Борщева
- Стела «400 лет дома Романовых». Памятник Ивану Сусанину
- Памятник Юрию Долгорукому
- Центральный Парк. Беседка А.Н. Островского. Памятник Ленину
- Торговые ряды
- Богоявленско-Анастасьин монастырь
- Музей льна и бересты
- Ипатьевский монастырь
- Музей деревянного зодчества “Костромская слобода”
- Здание Дворянского собрания. Романовский музей
- Драматический театр им. А.Н. Островского
- Церковь Воскресения на Дебре
- Резиденция Снегурочки
- Терем Снегурочки
- Вечерняя жизнь