Феодоровская икона Божией Матери – главная святыня и покровительница города Костромы и Костромской области, одна из почитаемых Богородичных икон России. Согласно «Сказанию о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» — произвольно, складывавшемуся на протяжении нескольких веков и дошедшему до нас в ряде списков, — до нашествия Батыя она находилась в г. Городце, откуда ее перенес в Кострому святой Феодор Стратилат, а во время охоты в окрестностях города обнаружил на «соснове древе» костромской князь Василий Ярославич (явление иконы произошло 16 августа, конца 50-х – начало 60-х гг. 13 века.
С Запрудни (места явления) икону перенесли в Кострому, в собор святого Феодора Стратилата, отчего ее со временем стали называть «Феодоровской». В 1262 году икона была взята князем Василием Ярославичем на битву с татарами у Святого озера, в которой, по преданию, от иконы стали исходить лучи, слепившие татар, благодаря чему костромичи одержали победу. После переноса в начале 15 века Костромского кремля с устья реки Сулы на холм над Волгой (ныне Центральный парк культуры и отдыха) икону перенесли в построенный здесь деревянный Успенский собор.
В середины 16 века взамен него возвели каменный собор, абсиды которого — что является уникальным случаем — были ориентированы не на восток, как положено, а на север — в сторону Запрудни, где произошло явление (вероятно, так же ориентировались и абсиды деревянного Успенского собора).
Всероссийская известность и почитание икона приобрела после того, как 14 марта 1613 года ею в соборе Ипатьевского монастыря, был благословлен на царство М. Ф. Романов, после чего Романовы стали почитать икону покровительницей своей династии.
В 17-начале 20 вв. были созданы многие списки Феодоровской иконы Божией Матери, в ее честь строились храмы. Костромская икона участвовала во всех важнейших событиях религиозной и общественной жизни Костромы: престольных праздниках, крестных ходах, в освящении храмов, зданий, при встречах посещавших город царей и т. д.
С 17 века в честь иконы существует два праздника: 16 августа — день явления и конь и 14 марта — день призвания на царство М. Ф. Романова, обозначившее окончание Смутного времени. С незапамятных времен установился обычай ежегодного крестного хода из города на Запрудню 16 августа. С 1861 года Феодоровскую икону стали ежегодно возить в Галич с заездом в Молвитино (Сусанино), Буй, и ряд других сел и монастырей.
После Октябрьской революции в отличие от большинства всероссийских святынь икона осталась в руках Церкви. На протяжении веков Феодоровская икона Божией Матери неоднократно обновлялась (известны ее обновление в 1636 году, 1677 году и 1745 году). В 1919 г. в Москве костромскую икону реставрировали, освободив ее живопись от слоев поздних записей.
Живописные изображения имеются на иконе с обеих, сторон (что говорит о том, что в древности она являлась выносным образом). На лицевой стороне иконы изображена Божия Матерь с Богомладенцем, одетая в темно-коричневый мафорий, украшенный золотой каймой. На оборотной стороне — святой Параскева Пятница, облаченная в ярко-красный плащ с белой каймой, украшенной золотым растительным узором.
В 1922 г. в результате раскола Русской православной церкви Феодоровская икона Божией Матери икона оказалась в руках, обновленцев, которым были переданы властями кафедральные соборы. После их закрытия в конце 1929 года икону перенесли в церковь Святого Иоанна Богослова на Кадкиной горе (ул. Горная, 14), ставшей обновленческим кафедральным собором. После ликвидации обновленчества в середине 1940 -х гг. икону перенесли в тогдашний кафедральный собор Патриаршей церкви Святого Иоанна Златоуста (ул. Лавровская, 5). В 1964 г. кафедральным собором стала церковь Воскресения на Дебре (ул. Нижняя Дебря, 37), и икону перенесли туда. С августа 1991 г. кафедральным собором стал Богоявленско-Анастасиин собор (ул. Симзновского, 26), и Феодоровскую икону торжественно перенесли в него. В 1990 г. возрожден обычай ежегодного крестного хода 29 августа с иконой из Богоявленского кафедрального собора на Запрудню.