Феодоровская-Костромская икона является работой иконописца святого евангелиста Луки. Его кисти также принадлежат Владимирский и Смоленский образы. Эта одна из многих чудотворных икон, изображающих Марию и младенца Иисуса. Образ очень древний и имеет как историческое, так и религиозное значение.
Владимирская и Феодоровская иконы имеют некоторое сходство, что подтверждает авторство Луки: на обеих иконах Богородица держит на руках младенца Иисуса, обхватывая его правой рукой. Икона была названа в честь христианского имени великого князя Ярослава (8 февраля 1191 г. – 30 сентября 1246 г.). Имя Федор дали князю в честь святого Феодора Стратилата. Феодоровскую икону нашёл брат великого князя Георгий Всеволодович (26 ноября 1188 г. – 4 марта 1246 г.) у населённого пункта Городец, Нижегородской области. Князь Георгий был убит во время сражения на реке Сити в 1239 году. Его мощи были перевезены из Ростова Великого во Владимир-на-Клязьм в Успенский собор, по приказу Ярослава.
Феодоровский образ использовали при благословениях на брак и на царство, перед битвами для поднятия духа воинов. Ярослав Всеволодович благословил брак своего сына и полоцкой княжны Феодоровской иконой в 1239 году. Князь Александр Невский никогда не расставался со святым образом, переданным ему отцом.
Костромской князь Василий Ярославич (11236/1241 – 1276 гг.) получил икону после смерти своего старшего брата Александра. По его распоряжению чудотворный образ был помещён в костромской собор великомученика Ф. Стратилата. Икону пронесли над войском перед сражением с татарами у Костромы в 1272 году, во время монгольского нашествия. По легенде, святой образ начал испускать яркие лучи, как только татары стали приближаться к городу, что вызвало у них ужас. Татарское войско было разгромлено в этой битве, а выжившие воины бежали. После смерти Князь был похоронен в своём городе, а Феодоровскую икону вернули в костромской собор. Это был не последний раз на протяжении нескольких столетий когда святой образ Богородицы и младенца Иисуса спасал жителей города.
Интересно, что окончание эпохи Смутного времени (вторжение шведско-польского войска и захват трона самозванцами Лжедмитрием I и Лжедмитрием II) тоже связано с благословением этой иконой Михаила Романова. Его мать инокиня Марфа передала икону своему сыну – первому царю всея Руси из новой династии. Ипатиевский монастырь в Костроме был выбран местом проведения процедуры избрания на царство, потому что Феодоровский образ именно там и находился. 14 марта 1613 года после благословения Феодоровской иконой Михаил Романов стал царём.
После 50-х годов семнадцатого века Феодоровская икона Божией Матери начала распространяться клеймами. На клеймах были изображены исторические эпизоды связанные с чудотворной иконой. Этот образ оставил свой след и в духовной литературе. Произведение иеродиакона Ипатиевского монастыря Лонгина («Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», 1670 г.).
В 1767 году, когда русская императрица Екатерина Великая посетила Городец был возобновлён и вновь освящён монастырь с храмом, построенный в честь Феодоровской иконы.
По преданию один список Феодоровского-Костромского святого образа помог жителям города Балахна излечиться от холеры в 1830 году.
Феодоровская икона имеет две стороны. На одной стороне изображена Богородица, с младенцем на руках, а на другой – лик святой великомученицы Параскевы в княжеских одеждах. Существует теория, что второй образ взят с супруги великого князя Александра Невского, которая получила христианское имя Параскева, но в других источниках пишут, что ей дали имя Александра, как и супругу.
Ежегодно 28 августа является днём празднования Феодоровской иконы (день её обретения в Городце). Хранится икона в Богоявленско-Анастасиин кафедральном соборе города Костромы.