О начале строительства «потешной» флотилии свидетельствует уникальный документ – воспоминания Петра I, которыми он предварил Морской регламент 1720 года. Царь впервые занялся морским делом в 16 лет, обнаружив в царской подмосковной усадьбе Измайлово старый голландский бот и заинтересовавшись его устройством: диковинный кораблик мог плыть не только по ветру, но и против.
Петр отыскал голландца, который починил ботик и стал на Яузе учить юного царя премудростям морской науки. Места для маневров явно не хватало, и вскоре, пишет император, «стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».
В Переславле Петр устроил настоящую верфь: к 1692 году на воду здесь были спущены около ста кораблей. Военные учения проходили на Плещеевом озере еще два года, а затем Петр отправился учиться морской науке за границу.
В 1723 году царь вспомнил про свою «потешную флотилию» и повелел сделать из нее своеобразный музей под открытым небом. Однако просуществовал он недолго: уже через 60 лет корабли сгорели. Чудом уцелел лишь один маленький ботик, который и сегодня можно увидеть в Переславле-Залесском.