Начиная рассказ о святынях храма Воскресения Христова на Дебре, нельзя не напомнить еще раз, что в нем более полувека — с 1964 по 1991 год — пребывала чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Уйдя из церкви в Анастасиино-Бого- явленский собор Костромы, она на самом деле никуда не ушла — справа от Царских врат в киоте находится чтимый список с чудотворного образа, выполненный в середине XIX века и принимавший участие многих крестных ходах. Он оде1 богатым окладом, инкрустированным эмалями тонкой работы.
Древней святыней можно считать и центральный иконостас, так как, хоть он и был заменен в 1852 году, но в нем сохранились некоторые образа из иконостаса XVII столетия.
Перед иконостасом, слева от Царских врат, в специальном ковчеге хранятся частицы мощей шести Киево-Печерских святых: преподобного Илии Муромца, преподобного Прохора Лебедника, преподобного Дамиана Целебника, святителя Нифонта Новгородского, преподобного Марка Пещерника и преподобного Спиридона Просфорника. Над ковчегом помещена большая икона этих святых.
«Приплыв Волгою НАБАБАЙКАХ…»
Правее списка с Феодоровского образа Божией Матери в отдельно стоящем киоте помещен древний список с чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, называемой «Николо-Бабаевской», с восемью клеймами.
Первообраз связан с Николо-Бабаевским монастырем, который располагается на Волге, неподалеку от нынешней границы Ярославской и Костромской областей.
Чудесное явление иконы произошло не позднее второй половины XIV века. Сохранилось сказание об этом событии: «Икона чудотворная святого Николы, — повествует оно, — приплыв рекою Волгою на бабайке (так называли большие весла, употреблявшиеся при сплаве леса. — Ред.), приста к брегу; благовернии же людие обретоша оную, изнесоша и поставиша на брег в дубраву зело красну, идеже монастырь ныне; и начаша людие мнозии стекатися на поклонение святой иконе и чудеса деяхуся; и прииде некто инок Сергиева монастыря Иоанн и устрой первый храм молитвенный из бабаек, и придел во имя Сергия Чудотворца Радонежского; и начаша монастырь созидати…»
Впрочем, иногда утверждается, что Николо-Бабаевский монастырь основали в начале XVI века иноки подмосковной Николо-Угрешской обители. В костромской писцовой книге монастырь впервые упоминается под 1628 годом — как существующий «из давних лет». Чудесно обретенный образ святителя Николая почитался далеко за пределами монастырской округи — зимой его торжественно переносили в Ярославль и Кострому, где он оставался по три-четыре месяца. Увы, после революции его следы затерялись.
Были в Бабаевском монастыре и известные насельники. Один из них — известный монах-прорицатель Авель (Васильев), предсказавший даты и причины смерти Екатерины II, Павла I, Александра II и Николая II, а также восстание декабристов, освобождение крестьян и революцию 1917 года. Другой — святитель Игнатий (Брянчанинов), пожелавший удалиться в эту обитель с епископской кафедры и настоятельствовавший в ней с 1861 по 1867 год. Здесь святителя погребли, здесь его мощи были обретены в 1988 году и перенесены в Толгский монастырь.
К слову, точный список XIX века с чудотворной Толгской иконы Божией Матери тоже имеется в храме Воскресения на Дебре.
Древние Фрески церкви Воскресения на Дебре
Наконец, следует особо остановиться на росписях Воскресенского собора.
Крупнейшим произведением древнерусского искусства являются фрески Трехсвятительского придела, выполненные артелью Гурия Никитина и Силы Савина. Они иллюстрируют жития святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого, во имя которых этот придел был освящен, а также деяния и мученическую смерть апостолов.
Росписи галерей выполнены сразу после постройки и освящения Воскресенского храма. Они распадаются на два больших цикла: «История мироздания» от первых дней творения до спасения Ноя во время всемирного потопа (двадцать две композиции) — в южной галерее; и «Апокалипсис» (пять композиций) — в западной галерее. В северной галерее первоначальная роспись (скорее всего, это было «Видение Страшного суда», продолжающее тему Апокалипсиса) не сохранилась. При этом оригинальные фрески мы находим лишь на внешних, «глядящих» на галереи, стенах четверика и в распалубках сводов южной и западной галерей.
По бокам западного и южного порталов в киотах размещены пять икон-фресок того же времени: икона Божией Матери «Знамение», «Спас Недреманное Око», «Господь Вседержитель», «София Премудрость Божия» и «Ангел силы и Иоанн Богослов».
Масляная живопись сводов и простенков окон к творчеству изографов XVII столетия никакого отношения не имеет — она появилась в начале 1870-х годов, и ее художественная ценность гораздо ниже.
По мнению А. В. Кильдышева, автора единственного серьезного исследования, посвященного фрескам галерей, в работе над ними участвовали три-четыре мастера под руководством одного из лучших русских иконников XVII столетия Василия Ильина Запокровского, который и разработал грандиозную программу росписей, а также «знаменил» (то есть наносил контуры композиций) и полностью выполнял самые важные фрагменты.
«В церкви Воскресения на Дебре, — пишет ученый, — первый мастер (то есть Василий Запокровский. — Ред.), вероятно, полностью выполнил композиции, размещенные в западной галерее храма слева от портала („Видение Сидящего на престоле», „Видение жены, облеченной в солнце», „Заточение сатаны»), а также принимал непосредственное, активное участие в создании сцен, расположенных справа от западного портала. Он же написал фигуры „Ангела со свитком» и „Господа Вседержителя»».
«Господь Вседержитель» является самой крупной, то есть в некотором роде «смыслообразующей», иконой среди пяти икон-фресок в киотах и находится справа от западного, центрального, портала храма. Это произведение демонстрирует лучшие черты творческой манеры талантливого мастера фресковой живописи: точность линии и чувство линейного ритма, сдержанность колорита, особое пристрастие к охре, умение говорить языком возвышенным, но доступным. Последнее, заметим, было очень важно, ведь церковная живопись в те времена оставалась чуть ли не единственной возможностью для прихожан близко познакомиться со Священным Писанием.
Подробнее о Церкви Воскресения на Дебре
- Общая информация о Церковь Воскресения Христова на Дебре
- История возникновения Церкви Воскресения на Дебре
- Жизнь Церкви Воскресения на Дебре
- Как спасали храм
- Фрески, иконы и частицы мощей в Церкви Воскресения на Дебре
- Облик Церкви Воскресения на Дебре снаружи
- Облик Церкви Воскресенья на Дебре внутри
- Структура храма Воскресения на Дебре
- Знаменская церковь
- Под защитой апостола Иоанна
- В память о гробе Господнем