Традиционная схема, планировки монастырских ансамблей отводила место в центре главному соборному зданию, с которым композиционно увязывались все остальные здания.
Не сохранилось, никаких данных и даже описаний о первоначальном, деревянном Троицком соборе Ипатьевсокго монастыря. Сооружение каменного здания, относится, к середине XVI века (1558 год). Письменные источники свидетельствуют, что в конце XVI века собор по заказу Годуновых был расписан фресками. Одновременно были проведены некоторые строительные работы. В расходных монастырских книгах за 1595-1596 годы; имеется запись: «…церковь соборная Троицкая и паперти, достраиваны и внутри церкви: стенное письмо писано…». Это первоначальное каменное здание собора разрушилось 29 января 1649 года от взрыва пороха, хранившегося в подклетях, и восстановлено в 1652 году по разрешению царя Алексея Михайловича. Можно предполагать, что при сооружении нового собора были использованы сохранившиеся при взрыве части старого, здания.
Композиция сооружения типична для соборных зданий середины XVII века. Кубический объем храма, увенчанный пятиглавием на высоких барабанах, с трех сторон окружен крытой галереей, с высоким крыльцом с северной стороны. Все здание поднято на подклет.
Эта композиция сложилась в XVII веке и была продиктована требованиями, жизни того времени и климатическими условиями. В высоких подклетах хранились, различные. товары и ценности. Крытые галереи, обставленные по стенам скамьями, служили местом входа, где прихожане, собравшись задолго до богослужения, могли обсуждать различные дела и события или просто переждать ненастье.
Внешний декор четверика немногословен. Он сводится к трехчастному членению стен лопатками. Членения соответствуют контурам закомар сводчатого перекрытия собора. Верхняя часть стены с закомарами отделена небольшим карнизом. Исключение составляет северная стена четверика, выходящая на соборную площадь. Здесь лопатки сохранены только по углам, а вместо средних лопаток поле стены богато украшено мелкой аркатурой с килевидными очертаниями. Обогащен и декор стены северной галереи, где профилированные ширинки пропущены до цоколя в вертикальных пилястрах, в то время как на южном и западном фасадах они даны только в верхней части галерея. Мотив мелкой аркатуры использован в декоре барабанов глав. Особенно нарядно оформление барабана большой центральной главы, где аркатура имеет, два яруса, а карниз усложнен дополнительными профилями. Восточный фасад собора имеет гладкие стены алтарных апсид, прорезанных узкими окнами в глубоких нишах, и по своей простоте близок к XVI веку. Венчающий карниз апсид с мелким поребриком, сухариками и арочками еще более подчеркивает суровую монументальность стен.
С южной стороны четверика устроен придел в честь святого Михаила Малеина, считавшегося покровителем Михаила Романова. Придел, увенчай маленькой главкой.
В высоких подклетах собора, кроме кладовых, устроены усыпальницы. В подклети западной галереи усыпальница рода Годуновых. В числе похороненных здесь находятся отец и мать Бориса Годунова. В подклети южной, галереи, под приделом Михаила Малеина, в XVIII веке была устроена, усыпальница высшего духовенства. Подклети собора представляют интерес своим архитектурным, и конструктивным решением. Мощные своды и столбы несут всю массу здания.
Здание собора имеет один вход с северной стороны. Из светлого с низкими сводами помещения галереи в четверик ведут перспективные порталы, украшенные резьбой по белому камню. Двери порталов из листовой меди с рисунками, выполненными техникой «золотой наводки», сохранились от первоначального убранства XVI века. По документам известно, что это вклад Д.И. Годунова. Похожие двери имеются в московских Успенском и Благовещенском соборах. Интересно, что среди персонажей, изображенных на дверях, встречаются греческие писатели и философы — Платон, Менандр, Демокрит и даже бог Аполлон.
Внутри высокий объем собора, массивные столбы, поддерживающие своды с системой разгрузочных арок и распалубок, лишены каких бы то ни было архитектурных украшений.
Помещение освещено в верхней части. Свет надает из окон четверика, расположенных высоко над полом, и из окон барабанов глав. Это делает собор как бы еще выше. Монументальность здания, тектоника конструкций и яркий ковер стенописи, покрывающий сплошь все стены и своды внутри собора, производят необычайно сильное впечатление.
Артель костромских живописцев, работавшая с 1660 по 1690 год: под руководством известного изографа Гурия Никитина, пользовалась большой популярностью и привлекалась к созданию многих памятников монументальной живописи и в том числе росписи в Москве в Архангельском соборе Кремля и церкви Грегория Неокесарийского, Данилова монастыря в Переславле Залесском, Успенского собора в Ростове, церкви Ильи Пророка в Ярославле.
В 1685 году Гурий Никитин «с товарищи» (всего 19 человек) расписывал Троицкий собор Ипатьевского монастыря. Можно смело сказать, что стенопись Троицкого собора — одно из лучших творений этих мастеров. Росписи необычайно красочны, пронизаны оптимизмом и поражают свободной и своеобразной трактовкой религиозных сюжетов.
Изменив традиционные композиции, художники ввели дополнительные персонажи, бытовые детали, пейзаж и архитектуру, и религиозные сцены приобрели реалистический и вполне светский характер. Стены собора расчленены горизонтально на пять ярусов, которые в свою очередь разделены по вертикали на отдельные композиции удачно вписанными архитектурными элементами.
Нижний ярус на высоту человеческого роста расписан орнаментом, заканчивающимся фризом с надписью о создании росписей. В этом же ярусе на северной стене имеется клеймо где перечислены имена, всех 19 живописцев, которые расписывали храм.
Второй ярус посвящается теме «деяния апостолов». В третьем и четвертом даны сцены «земной жизни» Христа. В пятом ярусе изображены сюжеты на тему «деяний» ветхозаветной Троицы, а на сводах — евангельские праздники. В барабанах и куполах изображается новозаветная Троица, богоматерь, архангелы, пророки и апостолы.
На столбах среди фигур различных святых есть изображения и русских князей и царей, в том числе Михаила Романова, венчавшегося на царство в Троицком соборе. В южной части алтаря имеется композиция, где изображено крещение мурзы Чета святым Ипатием.
Наряду со сложными по сюжету, сравнительно небольшими но размеру многофигурными композициями, полными движения, насыщенными чисто, жанровым содержанием и детализацией, в стенописи Троицкого собора встречаются и поражающие своей монументальностью и внутренней экспрессией образы. К их числу относятся, фигуры архангелов в центральном барабане. Изыскам и лиричен образ богоматери в композиции «Благовещенье».
В галерее собора к первоначальной древней росписи относятся только композиции на западной стене четверика, входящей в галерею, и в распалубках свода над ним. Композиция к северу от портала изображает «страшный суд», наказания за все грехи человеческие. К югу от входа показано «Видение Иоанна Лествичника». Над входом фигуры двух ангелов: один записывающий имена входящих в храм, другой — с мечом, предостерегающе поднятым над головой.
Все остальные стены галереи, и своды, были, расписаны в 1912-1913 годах при реставрационных работах, производившихся к трехсотлетию дома Романовых.
Иконостас Троицкого собора — интересный образец искусства резьбы XVIII века. Он установлен в 1756-1758 годах и выполнен артелью костромских резчиков во главе с Петром Золотаревым и Макаром Быковым. Резьба отличается большим мастерством. Особенно искусно вырезаны колонны, ствол которых представляет собой переплетение виноградных лоз и гроздьев. Иконы в соборе также ценны, как и произведения искусства древней станковой живописи. Кованые подсвечники в виде кронштейнов над первым ярусом иконостаса свидетельствуют о мастерстве костромских кузнецов XVIII века.
За время своего существования Троицкий собор неоднократно ремонтировался. Несколько раз переделывались главы собора, перекрывались кровли. В 1709 году после большого наводнения в стенах и сводах собора образовались трещины и были порваны металлические связи. Сильный ураган 1835 года снес, покрытие глав собора. Перестраивалась ризница, размещавшаяся в юго-западном углу. В 1863 году она была соединена с зимней церковью Рождества богородицы.
Троицкий собор является главным культовым зданием на территории Ипатьевского монастыря.
Месторасположение:
Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1
Телефон: (4942) 31‒25‒89
Режим работы: с 9.00 до 17.00, зимний период с 9.00 до 18.00
Официальный сайт: www.ipatievsky.ru
Троицкий собор Ипатьевского монастыря на карте Костромы
Другие церквей и монастыри Костромы
- Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
- Троицкий собор Ипатьевского монастыря
- Богоявленско-Анастасиин монастырь
- Знаменский женский монастырь
- Храм во имя Святых мучеников Александра и Антонины Римских в Селище
- Костромская Христианская Церковь
- Храм Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси и всех новомучеников и исповедников Российских
- Церковь Воскресенья на Дебре
- Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
- Храм Святого Преподобного Алексея Человека Божия
- Иоанно-Златоустовская церковь
- Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского и Святителя Амвросия Медиоланского
- Свято-Запрудненская церковь
- Церковь Преподобного Серафима Саровского
- Храм Святого Пророка Божия Илии
- Спасо-Преображенский кафедральный собор Костромской и Ярославской епархии
- Церковь Спаса Нерукотворного в рядах
- Храм Святых Апостолов Петра и Павла и Преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских
- Церковь Смоленской иконы Божией Матери
- Никольская церковь
- Часовня в Пряничных рядах
- Никольская часовня на Молочной горе
- Часовня Животворящего креста на Святом озере
- Монастыри Костромской области
- Все церкви и монастыри в Костроме и области