«Русью пахнет» здесь и в каменной церкви, и в деревянной избе, и от самого костромского говора. «На свете тот народ велик, что слово бережёт», — писал наш земляк, поэт Сергей Марков. На этой земле, где сложено много сказок и песен, и сейчас берегут слово. Живым и самоценным остается оно в стихах самобытных поэтов-галичан Виктора Лапшина и Сергея Потехина, в картинах художника Сергея Румянцева и гобеленах Евгения Радченко, в народном творчестве — будь то костромской ансамбль «Долинушка» или нерехтские рожечники.
Творчество писателей Павла Свиньина, Сергея Максимова, Алексея Писемского, Алексея Ремизова пронизано образами и мотивами костромского края, тем, чем издревле он славился, — обычаями и обрядами, промыслами и ремёслами, самобытным народным творчеством. Село Красное было известно ювелирным делом, село Пыщуг — вышиванием, село Сусанино (бывшее Молвитино) — шапочным промыслом. В Костроме и Буе варили сыры, в Солигаличе и Нерехте —соль, в Галиче и Чухломе ловили рыбу. И, конечно, во многих деревнях, сёлах, городах занимались льноводством, прядением, ткачеством. Не случайно поэтому в былые времена третью часть полотна за границу Россия вывозила с костромской земли, а Кострома называлась льняной столицей. В 19–20 вв. по числу веретён Костромская льняная мануфактура была крупнейшей в мире. Эти добрые традиции не остались лишь в прошлом или в музейных экспозициях, но живут и продолжаются.
Возрождаются народные промыслы, сохраняются обычаи и обряды, собираются народные говоры и предания. Традиционно уже проходят в областном и районных центрах дни городов и сел, фольклорные праздники, ярмарки ремёсел, на городских улицах возникают в эти дни свои города — мастеров и умельцев. Продолжаются традиции русской провинциальной культуры, в жизнь нашу возвращаются забытые имена и духовные ценности, постепенно восстанавливается живая связь времён и событий.
Когда-то братья Георгий и Владислав Лукомские, один историк, другой архитектор, а вместе — русские путешественники, писали о Костроме начала прошлого века: «Представьте себе только! — если бы каким-то чудом весь облик Костромы удержался до наших лет, с его бытом, предметами обихода, религией — ведь это был бы целый город-музей, смотреть который съезжались бы со всего света. И вот чем более характерного этого будет в Костроме — этих будок часового, домиков со светёлочкой, триумфальных обелисков, старинных вывесок, фонарей, оград, иконостасов, лестниц, амбаров и часовен, — тем крепче будет аромат исторического облика и быта и тем дороже будет Кострома каждому любящему старину родного края, который искренне поблагодарит и костромичей за такое оберегание интересов русского достояния».
Такие же слова можно было сказать и о других старых русских городах, расположенных на костромской земле. Многое, к нашей печали, не сохранилось до сегодняшних дней, многое дошло в искажённом виде, но многое и осталось. И по-прежнему славится костромская земля главными достопримечательностями Костромы Ипатьевским монастырем, домом-усадьбой Островского в Щелыкове, лосефермой в Сумарокове, историческим центром Костромы со знаменитой Пожарной каланчой и торговыми рядами, драматическим театром и художественным (Романовским) музеем, многими действующими православными храмами. И снова возродились на этой земле разрушенные прежде обители — Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме, Макариево-Унженский в Макарьве, Авраамиево-Городецкий в Чухломе, Троице-Сыпанов в Нерехте… А за этим может последовать возвращение к жизни дворянских усадеб, исторических культурных гнёзд, которые тоже во многом определяли раньше красоту лица родной земли.