Громкие события на протяжении столетий обходили храм Воскресения Христова на Дебре стороной — как, впрочем, и саму Кострому, после перипетий Смуты ведшую тихую, неторопливую жизнь. В том же ритме билось сердце и Воскресенской церкви — совершались богослужения, в урочный час проводились реставрационные работы, слегка — но только слегка! — менялся облик храма.
В скоре после освящения церкви Воскресения Христова на Дебре, состоявшегося в 1652 году, ее паперти были расписаны артелью под руководством замечательного мастера, «кормового иконописца большей статьи» Василия Ильина Запокровского, до того работавшего в Успенском соборе Московского Кремля, Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря и других знаменитых храмах. Кроме того, фресками покрыли своды и барабаны глав четверика. Остальные площади остались не расписанными; опись 1779 года указывает, что «четыре столпа и вся оная церковь подщекотурена внутри просто». Продолжению работ помешала эпидемия чумы 1654—1655 годов — возможно, самая страшная во всей истории России. Тогда от морового поветрия, согласно подсчетам исследователей, погибло около половины всего населения страны. Дозорная книга по Костроме за 1664 год полна именами иконников, погибших в мор; не пережил его и Василий Запокровский. Лишь в 1670 году в Воскресенский храм вновь пришли художники — тогда артель знаменитого мастера Гурия Никитина расписала Трехсвятительский придел.
В конце XVII столетия фасады церкви украсили «травами» и так называемым «бриллиантовым рустом». У последнего термина есть два значения. Во-первых, так называется специальная огранка лицевой стороны фасадных камней в форме четырехгранных пирамид; во-вторых — имитация подобной «огранки»: при этом стена расписывается прямоугольными шашками, которые делятся диагоналями на четыре треугольника, раскрашенных в разные цвета. Подобный прием часто применялся в тогдашней русской архитектуре. В случае Воскресенского храма имела место быть как раз имитация. Ныне «бриллиантовым рустом» покрыты только апсидные полукружия.
Спустя сто лет
Прошло чуть менее века, и в 1740-е годы Воскресенской церкви потребовалась реконструкция. Первоначальное позакомарное покрытие храма заменили четырехскатной кровлей (заметим, что это было обычным делом для той эпохи); такой же кровлей скрыли пирамиду кокошников на Трехсвятительском приделе. Растесали оконные проемы основного четверика.
Арки галерей заложили кирпичом, так как оказалось, что «открытые» галереи не вполне удобны: зимой их заносило снегом, летом заливало дождем, что добавляло сырости, которой и так хватало от Волги, текущей невдалеке от храма.
Через века
Живописные Святые ворота с тремя шатрами и двумя арками, «проездной» и «проходной», возводились одновременно с Воскресенской церковью, но до реконструкции 1740-х годов они оставались отдельным сооружением — теперь их соединили крытым переходом с западным крыльцом храма, включив, таким образом, в единый храмовый ансамбль.
Будни и праздники
1852 год запомнился заменой главного иконостаса — правда, почти все иконы из прежнего иконостаса XVII века были в него включены.
Новые масштабные работы в Воскресенском храме датируются 1870-ми годами. К юго-восточному углу церкви тогда пристроили помещение ризницы с полукруглым, напоминающим алтарные апсиды, завершением.
В основном четверике работали иконописцы, о чем свидетельствует надпись на северной стороне юго- восточного столпа с перечислением имен трудившихся здесь мастеров. Интересно, что расписывали они храм по программе, созданной в XVII веке.
К сожалению, не обошлось и без «самодеятельности», в результате которой оказались записаны древние фрески в Трехсвятительском приделе. (Эту позднейшую запись реставраторы удалили в 1960-е годы.) Одновременно реставрировали оригинальный иконостас Трехсвятительского придела.
Особые торжества, развернувшиеся в Костроме в 1913 году, в дни празднования трехсотлетия дома Романовых, не обошли стороной церковь Воскресения Христова на Дебре. Нужно сказать, что самодержцы и члены их семей нередко навещали Кострому, откуда Михаил Федорович Романов был призван на царство в 1913 году и которую они в некотором роде считали своей «колыбелью». Так, в 1767 году в Костроме побывала Екатерина II, даровавшая городу герб; в 1834-м — Николай I; в 1858-м — Александр II; в 1881-м — Александр III. Увы, до Дебри они не добирались, ограничиваясь кафедральным Успенским собором и Ипатьевским монастырем.
Но в приезд Николая II в 1913 году все было по-другому; 20 мая вместе с дочерями он посетил Воскресенскую церковь и даже, будто бы, поднимался на колокольню соседнего Знаменского храма, чтобы полюбоваться оттуда волжскими видами.
В эпоху гонений
После 1917 года в Костроме все было, как и везде в России, — в 1920-е годы богоборцы неуклонно усиливали давление на Церковь. Изымались церковные ценности, закрывались храмы, священнослужители и наиболее ревностные прихожане подвергались репрессиям.
Воскресенская церковь на Дебре до самых 1930-х годов продолжала действовать как храм Божий, но и она не устояла. Закрыв ее для богослужений, большевики устроили в ней зернохранилище (а в подклете, по некоторым сведениям, воинский склад).
В 1946 году, на волне потепления отношений между властями и Церковью, Воскресенский храм вернули верующим. Первая встреча прихожан с храмом была печальной — в нем царила мерзость запустения: отсутствовали полы, стекла в окнах, иконы в иконостасе… Но энтузиазма хватало, и довольно быстро в церкви навели порядок — 28 июля 1946 года епископ Костромской и Галичский Антоний (Кротевич) освятил храм. При этом была произведена некоторая реорганизация храмового пространства — Екатерининский придел переместили из диаконника в южное крыло галереи, опоясывающей церковь.
Увы, время относительного перемирия, заключенного государством с Церковью, продлилось недолго — при Н. С. Хрущеве начался откат, и открылись новые страшные гонения на верующих людей. В конце 1950-х — начале 1960-х годов храм Воскресения Христова на Дебре несколько раз порывались закрыть и, более того, вовсе уничтожить.
Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенес в собор величайшую русскую святыню — чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери.
В 1960—1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырем в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырем в Костроме при их возобновлении.
В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. Церковь Воскресения Христова на Дебре свою миссию выполнила.
Подробнее о Церкви Воскресения на Дебре
- Общая информация о Церковь Воскресения Христова на Дебре
- История возникновения Церкви Воскресения на Дебре
- Жизнь Церкви Воскресения на Дебре
- Как спасали храм
- Фрески, иконы и частицы мощей в Церкви Воскресения на Дебре
- Облик Церкви Воскресения на Дебре снаружи
- Облик Церкви Воскресенья на Дебре внутри
- Структура храма Воскресения на Дебре
- Знаменская церковь
- Под защитой апостола Иоанна
- В память о гробе Господнем